«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»»
НИУ ВШЭ – Пермь
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности
различным категориям учащихся
группа № ПК-20К-16
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проект по теме
«Налоги. Налоговая система»
Работу выполнил слушатель
программы повышения квалификации
педагогических работников
Марамыгина Любовь Герасимовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
п. Северный Коммунар, Пермский край
Пермь, 2020
Тема: Налоги. Налоговая система.
Вид мероприятия: внеклассное занятие
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса
Цель: Создать у учащихся представление о налогах, налоговых поступлениях в бюджет государства и их распределение.
Задачи:
Создать условия для понимания того что такое «налоги» и куда они расходуются.
Развитие у учащихся аналитического мышления; корректно строить свое высказывание при решении коммуникативных задач; выражать личное мнение о предмете разговора.
Показать важность аккуратной выплаты налогов всеми гражданами страны.
Продолжить формирование экономической грамотности учащихся
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.
Дидактический материал: презентация (MicrosoftOfficePowerPoint 2007), конструктор урока.
Интернет-ресурсы1.Налоговый кодекс Российской Федерации. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/2.Минфин России. URL:www.minfin.ru3.Федеральная налоговая служба. URL:www.nalog.ru4.Журнал «Вопросы экономики». URL:www.vopreco.ru
Ход занятия:
Активизация знаний
Беседа: Сегодня у нас с вами достаточно актуальный и интересный предмет разговора. Он обозначает экономическое понятие. Попробуйте определить, какое ключевое слово пропущено?
Обсуждение темы занятия, постановка учебной задачи.
Что необходимо выяснить по данной теме? (Что такое «налоги»? Кто платит налоги? Куда они поступают? Зачем платить налоги?) (слайд 3)
II.Этап усвоения новых знаний
Работа над содержанием понятия «налог»
Что вы слышали или знаете о налогах? (высказывания детей)
Попробуйте сами дать определение - что такое налог.
А теперь сравните с определением.
«Налоги – обязательные платежи граждан из их имущества и дохода, идущие на нужды государства». (слайд 4)
В чем ваше мнение совпало?
Выделите существенные признаки этого понятия. (что такое налоги? (обязательные платежи); кто? (граждане); от чего поступают платежи? (от имущества, от дохода); куда поступают? (государству) (слайд 5)
Таким образом, налоги обязательны для всех граждан, получающих различные доходы. Эти деньги собираются в одну большую копилку, которая называется - казна государства.
Скажите, а ваши родители платят налоги? Если платят, то, какие?
В настоящее время налоги в нашей стране взимаются с доходов (прибыли); с имущества. Поэтому объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. В этом случае уплачивается транспортный налог. Кроме того ваши родители платят ежемесячно подоходный налог - 13 копеек с каждого заработанного рубля. Есть налог на наследование и дарение, есть налог на землю. Налогов много и самых разных. (слайд 6)
Постановка проблемы: Зачем платить налоги?
Предлагаю посмотреть сюжет из м/ф «Город мечты». (слайд 7). Какая возникла проблема?
Службы спасения -101, 102, 103, 104 – не отвечают. Бюджет пуст, т.к. нет налогов. Нет налогов – нет служб спасения.
Попробуйте и вы обсудить в группе проблему - Зачем платить налоги?
Работа в группах. Обсуждение проблемы.
Устное выступление - презентация идей. Вопросы выступающим.
III. Обобщение и систематизация.
Давайте посмотрим еще один сюжет из этого же м\ф. Папа с детьми играют в экономическую игру и разговаривают о налогах. Папа объясняет детям - зачем платить налоги. (слайд 7)
Обобщите и сделайте вывод – зачем платятся налоги.
Ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Налоги являются основной статьей доходов бюджета государства. Совокупность всех налогов и сборов образуют налоговую систему. Налоговые поступления расходуются на все сферы жизни: культуру, образование, медицину, службу спасения.
IV. Рефлексия.
Итак, мы подошли к финалу нашего занятия. Нужно подвести итог разговору. Напомню, что предмет разговора – налоги и налоговая система. Так что же такое налоги? Выберите верное утверждение:
добровольные пожертвования граждан в пользу государства;
обязательные платежи граждан в целях финансового обеспечения деятельности государств (слайд 8)
Перед вами отрывки из сочинений ваших сверстников о том, куда должны направляться налоги. (слайд 9)
Выскажите и вы свое мнение.
А свое отношение к налогам выразите при помощи жетонов, которые находятся на столах. (слайд 10)
Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.
Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.
Синий жетон: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.
И в заключении смотрим видеоролик.