Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железнодорожный лицей» им. А. А. Абрамова
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Адаптивная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа кружка для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Мы вместе»
социально-гуманитарная направленность
Возраст обучающихся от 7-15 лет.
Программу разработала учитель
коррекционного класса ВСП 1-5:
Козлова Екатерина Сергеевна
Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Мы вместе» (далее - программа) разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи".
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальностьпредлагаемой общеобразовательной общеразвивающей программы определяется запросом со стороны родителей(законныхпредставителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации программы предусмотрено материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения общеобразовательной общеразвивающей программы.
Новизназаключается в том, что: осуществляется преемственность содержания на разных блоках; расширение контингента обучающихся. Данная программа направлена на социализацию «особых детей», на включение их в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих способностях и возможностях, личностное, общекультурное и социальное развитие.
Данная программапедагогически целесообразна, так как объединяет специально организованные групповые и индивидуальные занятия с педагогами. Совместная деятельность является наиболее приемлемой формой дополнительного образования для ребенка с ОВЗ и его семьи, призванной объединить детей и взрослых, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, связанные с социальной дезадаптацией и социальной недостаточностью, которые решаются в процессе неформального общения.
Отличительная особенность данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она построена–циклично. Каждая тема отрабатывается на каждом занятии по различным блокам, и они логически связаны между собой.
Разработаны методические рекомендации по каждому из блоков программы, дающие возможность учитывать особенности обучающихся. Введена новая форма занятий совместное обучение детей и родителей. При реализации программы используются клубные формы работы.
Объем и сроки реализации образовательной программы. Программа рассчитана на 4 года, занятия проводятся 1раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по1 часу в зависимости от запроса родителей, что дает возможностьвариативностипрограммы для каждого ребенка.
В учебный период работа по программе проводится в течении 36 недель – 72часа. Программа состоит из 2 блоков, на реализацию каждого блока отводится 36 часов.
Методы обучения: словесные(рассказ, беседа); наглядные(иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общегок частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога.
Формы проведения занятий. Групповая форма обучения включает участие родителей (законных представителей).
Группы имеют динамический характер (группы сменного состава), так как учитываются нижеприведенные факторы:
обучающиеся, посещающие занятия, участвуют и в других программах;
психическое развитие ребенка имеет сложную траекторию;
родители многих детей имеют сменный график работы.
Цель:обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для социализации, поддержки развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
формировать социальные представления у детей о нормах жизни в обществе;
формировать умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
развивать моторику(крупную, мелкую),психические функции: внимание, память, мышление, воображение;
развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
развивать коммуникативные способности, навыки общения со сверстниками и взрослыми, вести социальную профилактику правильного поведения;
воспитывать любовь к Родине, родному краю, городу, природе;
воспитывать инициативность, аккуратность, настойчивость в достижении целей.
обучать родителей методам игрового взаимодействия на занятиях;
осуществлять помощь родителям в подборе адекватных средств обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями через демонстрацию методик, используемых на занятиях.
Наименование разделов, тем. | Всегоколичество часов | Теория | Практика | Форма аттестации/ контроля | |
1 | Вводное занятие. Входной контроль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Заполнение индивидуальных карт умений (входной контроль) |
2 | Осень. Выделение характерных признаков. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольный опрос об осенних явлениях в живой и неживой природе. |
3 | Деревья. Мыслительные операции анализа и синтеза. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольный опрос «Где, чей лист» |
4 | Овощи. Активное воображение. | 1 | 0,2 | 0,8 | Устный опрос по теме «Огород. Овощи» |
5 | Фрукты. Дифференцирование предметов по форме. | 1 | 0,1 | 0,9 | Дифференцированная проверочная работа по теме: «Сад, фрукты» |
6 | Грибы. Ягоды. Сравнение по форме и цвету. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Какой Гриб исчез?» |
7 | Игрушки. Неситуативное межличностное общение. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Домашнийуголок» |
8 | Одежда. Обобщение понятий. | 1 | 0,1 | 0,9 | Тестовое задание с многозначным ответом(Что не так?) |
9 | Обувь. Общие и отличительные признаки. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по Различению видов обуви. |
10 | Зима. Ориентация в пространстве. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольный опрос о зимних явлениях в живой и неживой природе. |
11 | Зимующие птицы. Действие по образцу. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по Дидактической игре «Кто это? |
12 | Домашние животные. Пространственные отношения | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по теме: «Выделение признаков» |
13 | Дикие животные. Классификация по признаку. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по дидактической игре «Кто чем питается» |
14 | Животные жарких стран. Классификация по признаку. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по дидактической игре «Что спрятано» |
15 | Домашние птицы. Зрительная память, воображение. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Наседка и цыплята» |
16 | Дикие птицы. Слуховая память, ориентация по звуку. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Угадай Кто это» |
17 | Новогодний праздник. Поведенческая гибкость. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольный опрос по теме «Новогоднийутренник» |
18 | Мебель. Зрительная память. Внимание. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по Дидактической игре «Что это?» |
19 | Посуда. Классификация по признаку. | 1 | 0,1 | 0,9 | Тестовое задание «Ориентация на листе» |
20 | Бытовая техника. Общие и отличительные признаки. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по викторине «Посмотри, подумай, посчитай» |
21 | Магазины и их различия. Неситуативные межличностное общение. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Магазин» свыполнениемконтрольного задания по теме |
22 | Профессия продавец. Анализ, вывод на основе опыта | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Супермаркет» с выполнением контрольного Задания по и теме |
23 | Профессия врач. Анализ вывод на основе опыта. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «На приеме у врача» с выполнением Контрольного задания по теме |
24 | Профессия повар. Анализ, вывод на основе опыта. | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой с выполнением контрольного задания по теме |
25 | Профессия парикмахер. Анализ, вывод на основе опыта. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой с выполнением Контрольного задания по теме |
26 | Транспорт. Ролевые взаимодействия в транспорте. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Узнай по звуку» |
27 | Семья. Совместная деятельность. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья» с опросом по теме |
28 | Как растет живое. Наблюдательность, сравнение. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Собери цепочку» |
29 | Весна. Память, внимание. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Что Перепутал художник» |
30 | Насекомые. Пространственная ориентация: под, над, за, рядом | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по дидактической игре «Муха» |
31 | Части тела. Предметы туалета. Гигиена. ЗОЖ | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Части, целое» |
32 | Дом. Улица Город. Культура чувств, эмпатия. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Кто где живет» |
33 | Мой город Новокузнецк .Гражданская позиция. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное опрос по викторине «Мой город» |
34 | Правила дорожного движения. Внимание, ответственность. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Светофор» |
35 | Школа. Навыки саморегуляции. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Собери Портфель в школу» |
36 | Итоговое занятие «Летний серпантин» Итоговый контроль. | 1 | 0,1 | 0,9 | Заполнение индивидуальных карт умений (итоговый контроль) |
ИТОГО | 36 | 5,2 | 30,8 |
Теория.Инструкции к проведению диагностических заданий (исследование памяти, внимания, мышления; понимание картин с изображением нелепых ситуаций; исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе; установление закономерностей; классификация предметов(изображений).
Практика.Таблицы8,9,10,11,12(см. УМК Контрольно-диагностические материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для детей с особенностями развития «Мы вместе»)
Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений(входнойконтроль).
Теория.Признаки осени. Название месяцев. Сравнение, анализ (ранняя, поздняя осень; середина, конец осени). Сходство и различия признаков осени.
Практика.Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». Игра с мячом «Один–много», «Лист–листья». Дидактические игры «На лесной полянке», «Узнай по аналогии».
Форма контроля: контрольный опрос о осенних явлениях в живой и неживой природе.
Теория.Хвойные, лиственные. Форма, цвет, строение. Различия форм листьев .Тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, колючий, мягкий. Сравнение по форме, цвету, толщине.
Практика.Дидактические игры «Угадай по форме», «Больше–меньше», «Чей листок». Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лесу».
Форма контроля.Контрольный опрос «Где, чей лист».
Теория.Цвет, форма. Места произрастания. Анализ и сравнение по цвету, форме, величине. Обобщение понятий (морковь, лук, репа, огурец, помидор). Орудия сельскохозяйственного труда. Запоминание и воспроизведение названий овощей. Узнавание на сюжетных картинках.
Практика.Дидактические игры «Овощи, фрукты», «Что к чему». Сюжетно-ролевая игра «Помогаем в огороде».
Форма контроля. Устный опрос по теме «Огород. Овощи».
Теория.Понятие«фрукты». Отличия и сходства. Цвет, форма, места произрастания. Польза. Характерные признаки каждого из видов. Запоминание и воспроизведение названий фруктов.
Практика. Дидактические игры«Найди по контуру»,«Половинки».
Деревянные пазлы «Овощи, фрукты».
Форма контроля. Дифференцированная проверочная работа по теме: «Сад, фрукты».
Теория.Грибы, внешний вид названия .Съедобные и несъедобные грибы. Садовые и лесные ягоды. Сравнение и польза.
Практика.Дидактическая игра«Четвертый лишний»,«Варим варенье»,
«Какой гриб исчез», мягкие пазлы, разрезные картинки.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Какой гриб исчез?»
Теория.Понятие«игрушки»: вид, форма, цвет. Функциональное предназначение. Классификация: мягкие, твердые, фарфоровые, резиновые, настольные, подвижные. Любимая игрушка. Понятие «часть–целое». Эмоции. Побуждение к не ситуационному межличностному общению.
Практика.Дидактические игры «Половинки», «Веселый хоровод», «Кто играет с нами в прятки», «Фигуры».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Домашний уголок»
Теория.Классификация одежды по признакам: детская, взрослая (женская, мужская), праздничная и будничная. Ориентация в пространственном расположении деталей одежды. Воспроизведение предложенного образца. Практика .Дидактические игры «Идем гулять», «Что для чего», «Найди пару». Сюжетно-ролевая игра «Кукла идет в гости».
Форма контроля. Тестовое задание с многозначным ответом (Что не так?)
Теория.Понятие мужской, женской, детской обуви. Общие и отличительные признаки. Право, лево. Работа по образцу (выкладывание, замена, определение недостающего элемента).
Практика.Дидактические игры «Предметы и контуры», физкультминутка
«Сколько обуви у нас», «Подбери по смыслу», «Найди различия». Форма контроля .Контрольное задание по различению видов обуви.
Тема10. Зима. Ориентация в пространстве.
Теория.Признаки зимы. Название зимних месяцев. Явления живой и неживой природы. Анализ, выводы на основе собственного опыта. Моделирование отношений между понятиями: холодный–горячий, белый–черный, высокий–низкий ит.д.
Практика.Пальчиковая гимнастика «Снежок». Деревянные пазлы, «Времена года». Дидактические игры «Найди пару», «Узнай по описанию».
Форма контроля. Контрольный опрос о зимних явлениях в живой и неживой природе.
Теория.Название зимующих птиц. Внешний вид, среда обитания. Учить делить на перелетных и зимующих птиц, на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Практика.Дидактическая игра «Назови птицу», изготовление кормушек, игра с массажным мячиком «Воробей».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Ктоэто?».
Теория.Внешний вид, питание, способы ухода. Польза домашних животных. Части тела.. Пространственные отношения: справа, слева, перед тобой, за тобой, выше, ниже.
Практика.Дидактические игры«Животные: как говорят, что едят», пальчиковая гимнастика «Буренушка», доска Сегена «Кто где живет». Ролевая игра «У бабушки в деревне».
Форма контроля. Контрольное задание по теме: «Выделение признаков».
Теория .Понятие «дикие животные». Места обитания. Способы передвижения (ползает, бегает, летает, прыгает). Творческое воображение. Фантастическое животное.
Практика.Дидактические игры «На лесной полянке», пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке», «Кто летает, кто бежит», Моделирование фантастических животных из составных частей.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Кто чем питается».
Теория.Знакомство детей с животными разных стран (европейский лес, южный полюс, Африка, саванна, Америка, пустыни, тропики, джунгли, Северный полюс, Азии, степи).
Практика.Развивающая игра «Мир животных», дидактическая игра «Собери Свой зоопарк».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что спрятано».
Теория. Название домашних птиц. Внешний вид, питание, способы ухода. Польза. Практика.Игры на звукоподражание «Кто так говорит?», сюжетно-ролевая игра «У бабушки в деревне», пальчиковая гимнастика суд-жок.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Наседка и цыплята».
Теория.Название домашних птиц. Внешний вид, питание.
Практика.Развивающая игра «Как говорят и что едят», развивающая игра «Найди пару», загадки.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Угадай кто это».
Теория.История ёлки на Руси. Ёлочные игрушки (цвет, форма, материал). Подарки. Воображение. Функции: замещения, ролевая, символическая.
Практика.Дидактические игры «Наряжаем елку вместе», «Что на что похоже». Сюжетно-ролевая игра «Новый год в лесу».
Форма контроля.Контрольный опрос по теме «Новогоднийутренник»
Теория.Понятие «мебель». Классификация мебели в зависимости от назначения и использования (столовая, кухонная, спальная, детская). Работа по образцу.
План комнаты. Развитие зрительной памяти и внимания.
Практика.Дидактические игры «Назови одним словом», «Тени», «Дополни картинку».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что это?».
Тема19.Посуда. Классификация по признаку.
Теория.Понятие «посуда». Классификация по функциональному предназначению (столовая, чайная, кофейная, кухонная). Сравнение по размеру, объему, форме. Мотивация межличностного общения.
Практика.Дидактические игры «Назови одним словом», «Федорино горе». Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».
Форма контроля. Тестовое задание «Ориентация на листе».
ТеорияПонятие «бытовая техника». Классификация по функциональному предназначению.
Практика.Карточная викторина, дидактическая игра «Четвертый лишний», пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».
Форма контроля. Контрольное задание по викторине «Посмотри, подумай, посчитай».
Теория.Классификация отделов. Товар. Плата за товар. Социальные роли.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин».
Форма контроля.Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой«Магазин» с выполнением контрольного задания по теме.
Теория.Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «Продавец, покупатель».
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Супермаркет» с выполнением контрольного задания по теме.
Теория.Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «На приеме у врача» с выполнением контрольного задания по теме.
Теория.Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «Кухня».
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игройс выполнением контрольного задания по теме.
Теория.Орудия труда, инструменты. Социальные роли. Соотнесение названия профессии с выполняемыми действиями.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Форма контроля.Наблюдение за сюжетно-ролевой игройс выполнением контрольного задания по теме.
Теория.Транспорт как средство передвижения. Классификация: пассажирский, грузовой, городской, специализированный. Наблюдательность. Социально-ролевые взаимодействия в транспорте.
Практика.Дидактическая игра «Транспорт», пальчиковая гимнастика, сюжетно-ролевая игра «Путешествие».
Форма контроля.Контрольное задание по дидактической игре «Узнай по звуку».
Теория.Понятие «семья». Состав семьи. Родственные отношения членов семьи: папа, мама, дедушка ,бабушка, тётя, дядя. Семейный отдых. Увлечение членов семьи. Совместная деятельность. Распределение обязанностей. Взаимопомощь.
Практика.Дидактические игры «Семья», «Наши родные– как их назвать». Сюжетно-ролевая игра «Папа, Мама, я».
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Семья» с опросом потеме.
Теория.Возрастные изменения человека(маленький, взрослый, пожилой; девочка, девушка, женщина; мальчик, юноша, мужчина). Развитие людей и живых организмов.
Практика.Дидактическая игра «Как растет живое», пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Четвертый лишний».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре«Соберицепочку».
Теория.Признаки весны. Названия весенних месяцев. Сходство и различиевремен года (зима – весна). Изменения в живой и неживой природе. Практика.Игра«Кто плывет по реке». Дидактические игры «Предметы и контуры», «Что перепутал художник».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что перепутал художник».
Теория.Название, виды. Внешний вид. Польза и вред.
Практика.Игра-лото «Найди пару», дидактическая игра «Узнай кто это?», упражнение с массажным мячиком «Раным-рано по утру».
Форма контроля.Контрольное задание по дидактической игре «Муха».
Теория.Расположение частей тела: голова–вверху, ноги–внизу, грудь–впереди, спина– сзади. Первоначальные знания о человеке. Характер, привычки, возможности человеческого тела. Гигиена. Самостоятельное выполнение гигиенических норм и правил.
Практика.Дидактические игры«Части, целое»,«Подбери по смыслу»,
«Волшебная линия».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Части, целое».
Теория.Название города, улиц. Любимые улицы города. История возникновения. Парки, площади. Пространственная ориентация: под, над, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посредине.
Практика.Блоки Дьенеша. Альбом №2. Игра «Строим город». Набор Лего (большой).
Форма контроля .Контрольное задание по дидактической игре «Кто где живет».
Теория.Город Новый Ургал. Любимые улицы города. История возникновения. БАМ.
Практика.Виртуальная экскурсия по городу Новый Ургал.
Форма контроля. Контрольный опрос по викторине «Мой город».
Тема 34. Правила дорожного движения. Внимание, ответственность. Теория.Светофор. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Подземный переход. Перекресток. Сравнение и соотношение предметов друг с другом. Слуховая память и воспроизведение звуков города.
Практика.Дидактические игры «Светофор», «Фонарики». Деревянные кубики «Транспорт, улица». Конструктор.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Светофор».
Теория.Школьник. Учебники. Школьные принадлежности. Правила поведенияв школе.
Практика. Дидактические игры «Собери портфель», «Школьный уголок», пальчиковая гимнастика, кубики Никитина.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре«Соберипортфель в школу».
Тема 36 . Итоговое занятие «Летний серпантин». Итоговый контроль. Теория.Инструкции к проведению диагностических заданий (диагностика технологической компетентности).
Практика.Диагностическое задание 2 «Лото», Диагностическое задание 1
«Решение проблемных ситуаций» (см. УМККонтрольно-диагностическиематериалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для детей с особенностями развития «Мы вместе»).
Форма контроля .Заполнение индивидуальных карт умений(итоговыйконтроль).
Блок по развитию речи «Мир вокруг нас»
Номер | Наименование разделов, тем. | Всегоколичествочасов | Теория | Практика | Форма аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие. Входной контроль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Заполнение индивидуальных карт умений (входной контроль) |
2 | Осень. Признаки осени. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по дидактической игре «Времена года» |
3 | Деревья. Согласование числительных с существительными | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Узнай дерево». |
4 | Огород. Овощи. Признаки и польза. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание «Сравни и опиши» |
5 | Сад. Фрукты. Признаки и польза фруктов | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре пазлы «Фрукты» |
6 | Грибы. Ягоды. Обобщающее понятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Четвертый лишний» |
7 | Игрушки. Обобщающее понятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание «Найди и обведи» |
8 | Одежда. Обобщающее понятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Лабиринт», «Помоги одеться На прогулку» |
9 | Обувь. Обобщающее понятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Убираем в доме», «Обувь» |
10 | Зима. Зимние признаки | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Времена года»(зима). |
11 | Зимующие птицы. Обобщающее понятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по игре «У кормушки». |
12 | Домашние животные. Внешний вид Польза человеку. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание «Сравни и опиши» |
13 | Дикие животные. Обобщающее понятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание «Найди мою тень». |
14 | Животные жарких стран. Обобщающее понятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по игре «Найди мою тень» |
15 | Домашние птицы. Внешний вид. Польза человеку. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по игре конструктор «Развивающие лото» по теме Домашние птицы» |
16 | Дикие птицы. Обобщающее понятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по игре конструктор «Развивающие лото» по теме «Дикие птицы» |
17 | Новогоднийпраздник.Чтениестихов. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольноезадание«Чтона елке,чтоподелкой» |
18 | Мебель. Назначение и детали. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по дидактической игре «Чего нет у мебели» |
19 | Посуда. Назначение посуды. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Убираем в доме», «Посуда» |
20 | Бытовая техника. Обобщающее понятие. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по Дидактической игре «Магазин» |
21 | Магазин. Сюжетно-ролевая игра. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Супермаркет» |
22 | Профессия продавец. Коммуникативный навык. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Магазин», с выполнением контрольных заданий по теме |
23 | Профессия врач. Коммуникативный навык. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Больница», с выполнением контрольных заданий по теме |
24 | Профессия повар. Коммуникативный навык. | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Кухня», с выполнением контрольных Заданий по теме |
25 | Профессия парикмахер. Коммуникативный навык. | 1 | 0,1 | 0,9 | Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Парикмахер», с выполнением контрольных Заданий по теме |
26 | Транспорт. Обобщающее понятие | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по игре «Едем, едем мы домой» |
27 | Семья. Родственные связи. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по Дидактической игре «Семья» |
28 | Как растет живое? Увеличение словарного запаса. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание «Собери цепочку» |
29 | Весна. Признаки весны. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Времена года» (весна). |
30 | Насекомые. Обобщающее понятие. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по дидактической игре «Загадочные домики» |
31 | Части тела. Органы чувств. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Органы Чувств человека» |
32 | Дом. Улица. Город. Коммуникативные навыки. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Чей домик?» |
33 | Мой город Новый Ургал. Представление о городе. | 1 | 0,2 | 0,8 | Контрольное задание по упражнению «Расскажи-ка» (по опорным схемам) |
34 | Правила дорожного движения. Светофор. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Пешеходный переход» |
35 | Школа. Обобщающее понятие. | 1 | 0,1 | 0,9 | Контрольное задание по дидактической игре «Что Лежит в портфеле» |
36 | Итоговое занятие. «Летний серпантин» Итоговыйконтроль. | 1 | 0,1 | 0,9 | Заполнение индивидуальных карт умений (итоговый контроль) |
ИТОГО | 36 | 5,2 | 30,8 |
Теория.Инструкции к проведению диагностических заданий (обследование словаря, звуковая культура речи).
Практика.Методики «Покажи картинку»,«Назови, что это?», «Эхо», «Кто какговорит?»(см. УМККонтрольно-диагностические материалы по общеобразовательной общеразвивающей программе для детей с особенностями развития «Мы вместе»).
Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений(входнойконтроль).
Теория.Обобщающее понятие «осень». Признаки осени. Уточнение и расширение словаря. Коммуникативное общение детей и педагога.
Формирование длительного плавного выдоха. Артикуляционная гимнастика.
Фонематическийслух.
Практика.Артикуляционная гимнастик а(«Улыбочка», «Хоботок», «Бегемот», «Качели»,«Часики»). Рассказ по опорной схеме.
Дидактические игры:
«Времена года», «Осенние листочки», «Что перепутал художник?» .Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.
Форма контроля .Контрольное задание по дидактической игре «Времена года».
Тема 3. Деревья. Согласование числительных с существительными. Теория.Обобщающее понятие« деревья». Строение дерева. Уточнение и расширение словаря. Деревья в разные времена года. Образование относительных прилагательных от названий деревьев. Согласование числительных с существительными и прилагательными(пять дубовых листочков). Закрепление употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме (лист- листок-листочек).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Осенние листочки». Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. Игра «Что перепутал художник?». Игра «Разноцветные листья».
Форма контроля .Контрольное задание по дидактической игре «Узнай дерево».
Теория.Обобщающее понятие «овощи». Место их произрастания. Признаки и польза овощей. Понятие «урожай». Уточнение и расширение словаря.
Образование множественного числа существительных. Относительные прилагательные. Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных. Согласование числительного с существительным.
Согласованиесуществительногосместоимением.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Рассматривание овощей. Беседа. Дидактические игры: «Узнай овощ», «Урожай», «Один—много». Разрезные картинки, «Чего не стало?», «Чудесный мешочек». Рассказ по опорной схеме.Форма контроля. Контрольное задание «Сравни и опиши».
Теория.Обобщающее понятие «фрукты». Место их произрастания. Признаки и польза фруктов. Уточнение и расширение словаря. Образование множественного числа имен существительных. Относительные прилагательные. Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных. Согласование числительного с существительным.
Согласование существительного с местоимением.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Беседа по плакату «Что растет в моем саду». Пальчиковая гимнастика «Компот». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Узнай фрукт», «Один—много». Игра с мячом «Назови ласково».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре пазлы «Фрукты».
Теория.Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы.» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор,опенок, сыроежка; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный); «Лес. Ягоды» (лес, ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть;, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий).
Практика.Рассматривание предметных картинок с изображениями съедобныхи ядовитых грибов, лесных ягод. Упражнения «За грибами», «У кого сколько?». Артикуляционная гимнастика. Игра «Разноцветные лукошки».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Четвертый лишний».
Теория.Обобщающее понятие «игрушки». Материал игрушек. Детали игрушки. Назначение игрушек. Уточнение и расширение словаря. Образование множественного числа имен существительных.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Составление рассказа по опорной схеме. Дидактические игры: «Повтори,не ошибись», «Узнай по описанию», «Какой, какая?», «Сложи игрушку», «Отгадай по описанию», «Чего не стало?».
Форма контроля .Контрольное задание «Найди и обведи».
Теория.Обобщающее понятие «одежда». Назначение одежды. Детали одежды.Сезонная одежда. Стиль. Уточнение и расширение словаря. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Употребление существительных в родительном падеже (Чего нет? Что без чего?).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры: «Перепутанные картинки» (наложенное изображение), «Разрезные картинки», «Чего не хватает на одежде?», «Четвертый лишний», «Часть - целое», «Узнай количество людей по одежде», «Сравни», «Найди пару» (найди то ,что носят парой).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Лабиринт», «Помоги одеться на прогулку».
Форма контроля.Контрольное задание по дидактической игре «Убираем в доме», «Обувь».
Теория.Обобщающее понятие «обувь». Назначение обуви. Детали обуви. Стиль. Уточнение и расширение словаря. Образование формы имен существительных во множественном числе. Образование относительных прилагательных(кожа-кожаный). Употребление антонимов(чистые—грязные). Употребление местоимений(мой, моя, мои). Согласование с числительными.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры:«Четвертый лишний», «Что безч его?», «Сложи картинку», «Часть-целое» (каблук-часть ...), «Найди пару», «Сравни...», «Продолжи ряд», «Запомни ряд слов (картинок)».
Форма контроля.Контрольное задание по дидактической игре «Убираем в доме», «Обувь».
Теория.Обобщающее понятие «зима». Признаки зимы. Явления живой инеживой природы. Артикуляционная гимнастика. Грамматический строй речи (простые предлоги). Согласование понятий с признаками и наоборот. Антонимы (много - мало, холодный - теплый, зимний - летний). Образование и употребление относительных прилагательных.
Практика .Рассказ по опорной схеме. Упражнение«Времена года». Артикуляционная гимнастика («Сказка про язычок»).
Игры и упражнения «Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор», «Разложив времена года по порядку»(картинки, символы), «Хорошо - плохо», «Найди ошибки художника», «Найди отличия (что изменилось?)».
Форма контроля.Контрольное задание по дидактической игре «Времена года»(зима).
Теория.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме(зима, снег, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замер-зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать).
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Практика.Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней. Упражнение «Снеговик», «Посмотри и назови». Игра «Веселый воробей». Форма контроля.Контрольное задание по игре «У кормушки».
Теория.Обобщающее понятие «домашние животные». Внешний вид. Образ жизни. Польза человеку. Уточнение и расширение словаря. Употребление существительных в разных падежах. Употребление предлогов с, без, под, около. Подбор действий, признаков к понятиям и наоборот. Употребление множественного числа существительных - названий детенышей и частей тела – в именительном падеже .Грамматический строй речи(существительные с суффиксами-онок, -енок, -ат, -ят).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Игры и упражнения: «Разрезные картинки», «Кого нет?», «Назови одним словом», «Узнай по части», «Сколько животных за забором?» (по количеству ног), «Кто кем был?», «Убавилось -прибавилось» (что изменилось?), «Нарисуй по точкам», «Кто как кричит?» (чей голос?),«Накорми животное».
Форма контроля. Контрольное задание «Сравни и опиши».
Тема13.Дикие животные. Обобщающее понятие.
Теория. Обобщающее понятие «дикие животные». Внешний вид. Образ жизни.Повадки диких животных. Слова-признаки. Уточнение и расширение словаря.Грамматический строй речи (предложно-падежные формы, существительные в форме родительного падежа). Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Потребление простых предлогов в, на, у.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Игры и упражнения: «Какого животного в ряду не хватает?» (найти закономерность), «Сравни животных»,
«Цепочка слов»(запомнить названия животных в определенной последовательности), «Кто где находится?» (ориентировка в пространстве).
Форма контроля. Контрольное задание «Найди мою тень».
Теория.Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке. Закреплять в активном словаре названия животных. Познакомить с образованием и значением слова«зоопарк», понятием «хищник».
Практика.Картинки с изображением животных (целые и разрезанные начетыре-шесть частей), картинки с силуэтным изображением животных, картинки, изображающие пищу животных; игрушки, изображающие животных; заготовленные рисунки животных с недорисованными деталями, цветные карандаши. Дидактическая игра «Найди животных», «Мой зоопарк».
Форма контроля Контрольное задание по игре «Найди мою тень».
Теория. Расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемыезвуки). Обогащение, закрепление и активизация словаря по теме. Образованиесуществительных множественного числа. Учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему.
Практика. Игрушки(для составления описательныхрассказов), загадки и стихи.
Дидактическая игра «Угадай, кто как кричит», «Ферма».
Форма контроля.Контрольное задание по игре конструктор «Развивающие лото» по теме «Домашние птицы».
Теория.Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах.Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы». Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение.
Практика.Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц Дидактическая игра«Птицы», «В лесу».
Форма контроля.Контрольное задание по игре конструктор «Развивающие лото» по теме «Дикие птицы».
Теория.Обобщающее понятие «праздник», «Новый год». Представления о новогоднем празднике. Дед мороз .Снегурочка. Елка. Уточнение и расширение словаря. Чтение стихов. Грамматический строй речи (существительные в единственном числе в косвенных падежах).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Что сначала, что потом?(сюжет «Новый год»)», «Что изменилось?», «Сравни картинки», «Собери картинку (предметно-сюжетный вариант)», «Перепутанные картинки», «Запомни слова».
Форма контроля. Контрольное задание «Что на елке, что под елкой».
Теория. Обобщающее понятие «мебель». Представление о мебели. Назначение мебели. Детали мебели. Кухонная мебель. Гостиная мебель. Спальная мебель. Уточнение и расширение словаря. Уменьшительно-ласкательные существительные. Употребление предлоговна, около, под, из-под, из-за и т.п. Употребление глаголов с разными приставками: рас-,но-,пере-,за-.
Согласование существительных с числительными, местоимениями (мой, моя, мое).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Употребление антонимов «Узнай по части», «Продолжи ряд» (найти недостающий предмет), «Часть - целое» (вербальный вариант: дверь - часть комнаты, дверца - часть шкафа), «Запомни ряд» (слуховой, зрительный варианты), «Дорисуй картинку», «Подбери по форме» (соотнесение мебели с формой).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Чего нет у мебели».
Теория.Обобщающее понятие «посуда». Представление о посуде. Назначение посуды. Детали посуды. Столовые приборы. Уточнение и расширение словаря. Образование относительных прилагательных. Образование существительных при помощи суффикса -ниц-(хлебница). Согласование существительных с числительными и местоимениями.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры:«Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Разложи по группам, «Добавь слово» (варят в...,, жарят на...), «Убавилось, прибавилось», «Что без чего?», «Нарисуй по точкам», «Подбери пару», «Чего не хватает?», «Сравни предметы», «Продолжи ряд», «Найди недостающий предмет».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Убираем в доме», «Посуда».
Теория.Формировать представления детей о предметах бытовой техники, её назначении, как облегчает труд человека.
Практика.Артикуляционная гимнастика.Дидактические игры «Четвертый лишний», «Убираем в доме», «Поиграем в магазин».
Форма контроля Контрольное задание по дидактической игре «Магазин».
Теория .Обобщающее понятие «продуктовый магазин». Отделы: молочный, хлебобулочный, овощной, мясной, рыбный. Уточнение и расширение словаря.Практика.Артикуляционная гимнастика.Дидактическая игра «Супермаркет».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Супермаркет».
Тема 22. Профессии продавец . Коммуникативный навык.
Теория.Знакомить с профессией продавца(кассира): с некоторыми профессиональными действиями, предметами-помощниками; воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой«Магазин», с выполнением контрольных заданий по теме.
Теория.Знакомить с профессией врача(медсестры): с некоторыми профессиональными действиями, предметами-помощниками; воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой«Больница», с выполнением контрольных заданий по теме.
Теория. Знакомить с профессией повара: с некоторыми профессиональными действиями, предметами-помощниками; воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «Мамин помощник».
Форма контроля.Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой«Кухня», с выполнением контрольных заданий по теме.
Теория.Знакомить с профессией парикмахера: с некоторыми профессиональными действиями, предметами-помощниками; воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
Практика.Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Форма контроля. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Парикмахер», с выполнением контрольных заданий по теме.
Теория.Обобщающее понятие «транспорт». Назначение транспорта. Уточнение и расширение словаря. Образование прилагательных из существительных (трамвай - трамвайный и т.п.). Образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени(высокий, выше, самый высокий). Образование родственных слов (пеший, пешеход, пешеходная). Употребление падежных конструкций (косвенные падежи). Использование приставочных глаголов.
Практика.Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры «Наложенные изображения», «Что без чего?», «Кто чем управляет?», «Найди пару»(по признаку), «Запомни картинки» (развитие памяти), «Что сначала, что потом?»(установить последовательность изображения), «Что (кого) мы везем?» (подбор слов по смыслу: поезд везет...).
Форма контроля. Контрольное задание по игре «Едем, едем мы домой».
Теория.Обобщающее понятие «семья». Родственные связи: мама, папа, дочь ,сын, дедушка, бабушка, внук, внучка. Фамилии, имена, отчества и профессии родителей. Употребление падежных конструкций с предлогами о, с, за.Подбор антонимов(молодой - старый и т.д.). Согласование существительных с числительными. Употребление местоимений (моя-твоя, мой-твой, мои-твои). Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Практика.Игры и упражнения: «Составь свою семью» (по схеме), «Кем был мальчик, кем была девочка?», «Нарисуй свою семью», «Кто моложе, кто старше?», «Раздели по группам»(группировка, по возрасту и половому признаку ,родители – дети).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Семья».
Теория.Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
Практика.Схемы развития человека, животных, птиц, общая схема, бабочка,закрепленная на палочке, семена фасоли, коробочка, «волшебный мешок», камушки цветные, емкость с землей, лейка. Дидактическая игра «Как растет живое», «Собери цепочку».
Форма контроля. Контрольное задание «Собери цепочку».
Теория.Обобщающее понятие «весна». Признаки весны. Ранняя весна. Поздняя весна. Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбор понятий к действиям и наоборот (звенит, течет, бежит— ручей); согласование существительного, прилагательного, числительного (один маленький цветок).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Беседа по картинке. Упражнения «Зима прошла», «Повтори за мной». Дидактические игры «Подскажи словечко»,
«Разноцветные круги».
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Времена года» (весна).
Теория.Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный
словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому-что.
Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
Практика.Предметные картинки насекомых(бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Дидактические игры «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Загадочные домики».
Ориентировка в пространстве относительно себя и собеседника.
Практика.Игры и упражнения «Сравни лица» (разные лица), «Дорисуй, то, чего нет», «Будь внимателен, покажи...» (выполнение речевых инструкций),
«Зеркало», «Путаница» (выполнение заданий с провокацией), «Что для чего?» (опыты с расческой, мылом, полотенцем), «Чего один, чего два?». Упражнения на пространственную ориентировку (право-лево, верх-низ, вперед-назад).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Органы чувств человека».
Теория. Обобщающее понятия«дом»,«улица»,«город». Формирование представлений о родном городе, об улицах. Коммуникативные навыки (формирование умения отвечать на вопросы по картине).
Практика.Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры:«Сравни деревню и город по картинкам», «Выложи из палочек дома (деревенский и городской)», «Найди свой город» (фотографии с видами разных городов), «Что изменилось?» (городская улица), «Что лишнее?» (парк ,цирк, лес).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Чей домик?».
Теория.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые местав нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится). Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности.
Практика.Беседа о названиях улиц. Беседа о городском транспорте. Рассматривание иллюстраций"Памятники родного города". Обсуждение.Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации. Игра "Путешествие по родному городу", "Узнай, где я нахожусь".
Форма контроля. Контрольное задание по упражнению« Расскажи-ка» (по опорным схемам).
Теория.Обобщающее понятие «правила дорожного движения». Представление об окружающем. Знания о правилах. Светофор. Пешеход. Коммуникативные навыки (формирование умения отвечать на вопросы по картине).
Практика. Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры: «Наложенные изображения», «Кто чем управляет?», «Найди ошибку» (ПДД и правила поведения в транспорте), «Выложи ряд (по скорости -что едет быстрее, что медленнее), «Запомни картинки» (развитие памяти), «Что сначала, что потом?»( установить последовательность изображения), «Что (кого) мы везем?» (подбор слов по смыслу: поезд везет...), «Что изменилось?». «Закончи предложение»(летчик летает на ...; у машины не ноги, а...; ночью в гараже спят...).
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Пешеходный переход».
Теория. Уточнить знания детей о школе, закрепить назначение учебных принадлежностей. Усвоение грамматических категорий языка и словообразование слов.
Практика.Дидактические игры «Собери портфель», «Школьный уголок», артикуляционная гимнастика, кубики Никитина.
Форма контроля. Контрольное задание по дидактической игре «Что лежит в портфеле».
Тема 36. Итоговое занятие «Летний серпантин». Итоговый контроль. Теория.Инструкции к проведению диагностических заданий (диагностика социально-коммуникативной компетентности).
Практика.Диагностическое задание 1 «Отражение чувств», Диагностическое задание 4 «Необитаемый остров»(см. УМККонтрольно-диагностическиематериалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для детей с особенностями развития «Мы вместе»).
Форма контроля. Заполнение индивидуальных карт умений(итоговыйконтроль).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-3 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия |
сентябрь | Здравствуй, школа! | |
1 | 1 | Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе” |
2 | 2 | Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я” |
3 | 3 | Экскурсия в природу “Здравствуй, осень золотая” |
4 | 4 | Концерт “Мы теперь – ученики” |
октябрь | В гостях у Светофора | |
1 | 5 | Акция “Добро в твоём сердце” |
2 | 6 | Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный” |
3 | 7 | Экскурсия “Безопасный путь домой” |
4 | 8 | Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” Работа с портфолио “Мой класс” |
5 | 9 | Праздник “Мы школьниками стали” |
ноябрь | Всё умею делать сам | |
1 | 10 | Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России) |
2 | 11 | Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе) |
3 | 12 | Встреча семейных команд “Трудимся вместе” |
декабрь | Я и мои друзья | |
1 | 13 | Концерт “Вместе весело шагать… Песни В. Шаинского” Работа с портфолио “Мои друзья” |
2 | 14 | Экскурсия “Идёт волшебница-зима” |
3 | 15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” |
январь | Учиться – всегда пригодится | |
1 | 16 | Блиц-турнир “Я теперь считать умею” |
2 | 17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 | 18 | Конкурс чтецов “По страницам учебника” |
февраль | Родной свой край люби и знай | |
1 | 19 | Музейный урок “Сказание о славном граде Александрове” |
2 | 20 | Работа с портфолио “Я – гражданин своей Родины” |
3 | 21 | Наш вернисаж “Мой край родной” |
март | Вслед за солнышком | |
1 | 22 | Мастер-класс “Вслед за солнышком” |
2 | 23 | Экологическая игра “Мы – защитники природы” |
3 | 24 | Праздник “Спасибо тебе, БУКВАРЬ” |
4 | 25 | Работа с портфолио “Доброе чтение” |
апрель | Береги здоровье смолоду | |
1 | 26 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты |
2 | 27 | Досуговая программа “Космические старты” |
3 | 28 | Работа с портфолио “Здоровье – это здорово!” |
4 | 29 | Концерт “Живи, Земля” (к международному Дню Земли) |
май | Когда все вместе | |
1 | 30 | Вахта памяти “Мы этой памяти верны” |
2 | 31 | Встреча в семейном клубе “Когда все вместе” (к международному Дню семьи) |
3 | 32 | Работа с портфолио “Как я отношусь к людям” |
4 | 33 | Праздник “Прощай, любимый первый класс!” |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-5 класс
Месяц | № п/п | Тема занятия |
сентябрь | Здравствуй, школа! | |
1 | 1 | Информационный час “Как учись наши предки” |
2 | 2 | Работа с портфолио “Знакомьтесь. Я – учусь в 4 классе” |
3 | 3 | Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья” |
4 | 4 | Праздник первой оценки |
октябрь | В гостях у Светофора | |
1 | 5 | Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки” |
2 | 6 | Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим” |
3 | 7 | Встреча с сотрудниками ГИБДД |
4 | 8 | Работа с портфолио “Школьная мозаика” |
5 | 9 | Спортивно-развлекательная программа “ В гостях у Светофора” |
ноябрь | Всё умею делать сам | |
1 | 10 | Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России) |
2 | 11 | Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки” |
3 | 12 | Мастер-класс “В гостях у русских мастеров” |
декабрь | Я и мои друзья | |
1 | 13 | Работа с портфолио “Законы школьной жизни” |
2 | 14 | Акция “Покормите птиц зимой” |
3 | 15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” |
январь | Учиться – всегда пригодится | |
1 | 16 | Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?” |
2 | 17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 | 18 | Рыцарский турнир вежливости |
февраль | Родной свой край люби и знай | |
1 | 19 | Библиотечный час “Страна, в которой я живу” |
2 | 20 | Спортивный праздник “Защитники Отечества” |
3 | 21 | Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России” |
4 | 22 | Викторина “Символы моей Родины” |
март | Вслед за солнышком | |
1 | 23 | Играем в народные игры |
2 | 24 | Прогулка-наблюдение “Первые вестники весны. Герасим – грачевник” |
3 | 25 | Праздник “Идёт-поёт Весна” |
4 | 26 | Работа с портфолио “Доброе чтение” |
апрель | Береги здоровье смолоду | |
1 | 27 | Защита проекта “На зарядку становись” |
2 | 28 | Мастер-класс “Космический фестиваль” |
3 | 29 | Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу” |
4 | 30 | Мастер-класс “Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек” |
май | Когда все вместе | |
1 | 31 | Вахта памяти “Мы этой памяти верны” |
2 | 32 | Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи) |
3 | 33 | Работа с портфолио “Под крышей дома моего” |
4 | 34 | Презентация достижений “Моя школьная жизнь” |
выделять общие и отличительные признаки;
сравнивать предметы по форме, цвету; классифицировать их по признаку;
выполнять алгоритм действий;
понимать и выполнять задание взрослого;
выполнять игровые действия, подражая взрослому.
соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
переносить усвоенное действие с одной игрушки на другую;
расширят социальные представления по темам изученного материала.
употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
согласовывать существительное и прилагательное;
употреблять множественное число существительных;
выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, развивать фонематический слух.
выделять себя и другого человека, используя местоимение «Я –ты»;
сообщать о своем состоянии, используя доступные коммуникативные средства.
узнавать бытовые предметы, игрушки по внешнему виду и названию, понимая их функциональное назначение;
соблюдать правила очередности в процессе беседы.
Результативность освоения обучающимися программы «Мы вместе» определяется в ходе итогового контроля по педагогической диагностике компетенций О.В. Дыбиной, что дает возможность выявить степень сформированности заявленных компетенций и результативности работы по программе (УМК Контрольно-диагностические материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для детей с особенностями развития «Мы вместе»).
Форма подведения итогов реализации программы: квест «Волшебный сундук Всезнайки».
Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации программы составлен на основе Календарного учебного графика МБОУ ЖДЛ на учебный год. Учебный год начинается с 01 сентября. Заканчивается 31 мая. Количество учебных недель – 35, плюс 1 неделя в каникулярный период – всего 36 недель, 72 часа отводится на освоение программы «Мы вместе».
Условияреализациипрограммы
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимо:
помещение (кабинет) для проведения занятий, оснащенное ученической мебелью, соответствующей требованиям к ней действующим законодательством РФ;
мультимедийное оборудование.
Информационное обеспечение
наглядно-дидактический материал, настольные игры, книги, раскраски, атласы, карты;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,педагог-психолог, логопед, дефектолог.
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
входной контроль проводится в начале учебного года(сентябрь)по
«Практическому материалу для проведения психолого-педагогического обследования детей» С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, для выявления уровня интеллектуального развития (УМК Контрольно-диагностический блок по программе «Мы вместе»);
текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года за счет контрольных заданий выполняемых по каждой теме (УМК Контрольно-диагностический блок по программе «Мы вместе»);
промежуточный контроль проводится в середине учебного года (декабрь) на каждом из блоков. Формы проведения контроля над усвоением изучаемогоматериала: беседа, наблюдение за игрой, диагностическая игра, наблюдение, дидактическое упражнение и т.д. Во время проведения промежуточного контроля отслеживаются знания тематического содержания программы. Сведения доводятся до родителей в индивидуальных беседах и на групповом собрании;
итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года по педагогической диагностике компетенций О.В. Дыбиной, что дает возможность выявить степень сформированности заявленных компетенций и результативности работы по программе. По результатам диагностики составляется диаграмма результатов работы учащихся. Сведения доводятся до родителей в индивидуальных беседах по уровню освоения учащимися программы и с рекомендациями педагогов на летний период по занятиям с детьми.
Все виды контроля охватывают:
развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
развитие моторики (крупной, мелкой);
пространственную ориентацию;
способности выполнять инструкции, настойчивости в достижении цели;
коммуникативные навыки и умения
знания, получаемые на занятиях.
Методическое обеспечение программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения:
«Контрольно-диагностические материалы по программе «Мы вместе» для детей с особенностями развития» (входной, итоговый контроль);
«Контрольно-диагностические материалы по программе «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья, по блокам «Мир вокруг нас», «Развивающие игры»(текущий контроль);
«Каталог игровых и дидактических материалов»;
Методические рекомендации по развитию речи детей с особенностями в развитии;
Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Бордовская Н.В . Психология и педагогика[Текст]/ Н.В. Бордовская, А.А.Реан.– СПб,2009.
Борисенко,М.Г.Смотрим, видим, запоминаем(Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) [Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия «Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».–СПб.:«Паритет»,2003-128с.
Борисенко,М.Г.Чтобы чисто говорить, надо…(Развитие общеречевых навыков) [Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия«Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».- СПб.: «Паритет»,2005- 128с.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Глава 1. Социокультурные закономерностиразвития ребенка// Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста.— СПб.,2008.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. —М.,2002.
ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа курса.—М.:МГСУ,2016.
ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология.—1999.—№6.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольногоучреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — №3.
Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ[Текст]/С.Д. Забрамная.- Серия«Школа для всех».- М.: Новая школа,2008г.
Крупенчук, О.И.Ладушки[Текст]: пальчиковые игры для малышей/ О.И.Крепенчук.- Серия «Готовимся к школе»- СПб.: Издательскийдом«Литера»,2005- 32с.
Назарова,Н.М.Специальнаяпедагогика.В3 т.Т.2.Общиеосновыспециальнойпедагогики[Текст]/Н.М.Назароваидр.–М.:Академия,2008.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Дляработы с детьми 5–7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной.»: Мозаика Синтез; Москва;2010
Сорокин,В.М.Специальная психология[Текст]:учеб.пособие/В.М.Сорокин; поднауч.ред.Л.М.Шипицыной.-СПб.:Речь,2009.
Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей школьного возраста/ Разенкова Ю.А., Орлова А.Н., Шматко Н.Д.; под.ред. Е.А.Стребелевой.- М.: Полиграфсервис, 2003г.
ХуторскойА.В.Ключевые компетенциии образовательные стандарты:
Электронный ресурс.−Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Борисенко, М.Г. Смотрим, видим, запоминаем(Развитие зрительноговосприятия,вниманияипамяти)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия
«Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».–СПб.:«Паритет»,2003-128с.
Борисенко, М.Г. Чтобы чисто говорить, надо…(Развитие общеречевых навыков)[Текст]/ М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина.-Серия«Рождаюсь. Расту. Развиваюсь».- СПб.: «Паритет»,2005- 128с.
Дедюхина, Г.В. Учимся говорить.55 способов общения с неговорящим ребенком[Текст]/Г.В.Дедюхина,Е.В.Кириллова.–М.:Издательский центр «Техинформ»МАИ,1997.–88с.илл.Приложениекзанятиям.–16с.,илл.
Крупенчук,О.И.Ладушки[Текст]: пальчиковые игры для малышей/О.И.Крепенчук.-Серия«Готовимсякшколе»-СПб.:Издательский дом «Литера»,2005 -32с.
МаллерА.Р.Ребенок с ограниченными возможностями[Текст]:книга для родителей/А.Р.Малер.- М.,1996.
Малер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития[Текст]/ А.Р.Малер.-М.:«Аркти»,2006.
Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет [Текст]: / Д. Эйнон; пер.сангл.- М.: Педагогика-Пресс,1995-192с.