МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Администрация Бобровского Муниципального района
МКОУ Юдановская СОШ
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________________________ Т.С.Поликарпова Приказ№1 от «30» августа2023 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ________________________ Н.Н.Спесивцева Приказ№38 от «01» сентября2023 г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
КУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
5 класс
2023-2024 учебный год
с.Юдановка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего общего образования, федеральных образовательных программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.ЭтопозволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствешкольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
формирование интереса к познанию;
формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
развитие у школьников общекультурной компетентности;
развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
осознание своего места в обществе;
познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативнуюправовуюосновунастоящейрабочейпрограммы курса внеурочнойдеятельности «Разговорыоважном» составляют следующие документы.
Федеральныйзакон"ОбобразованиивРоссийскойФедерации"от29.12.2012№273-ФЗ
СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезидентаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации».
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№287«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021№64101).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандартосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии17.08.2022№69675).
ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправленииметодическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»» от15.08.2022№03–1190.
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№370«Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74223).
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуроком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформированиесоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
ОсновныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовременнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногомира,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожественнойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношениемкокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных образовательных программ начального общего, основного общего исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммевоспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
соответствиедатамкалендаря;
значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендаревтекущемгоду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОтечества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникиповоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.Например,«190-летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215-летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсоднярожденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйдень психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитательнойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобеспечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданско-патриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценариявнеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредметомобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина;
историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипродолжитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъединенияиндивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачества:благодарность,уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612 г.
каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,продолжает егодостижения,традиции;
семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпроблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолжен воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёкихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности кродномудому, малойродине;
патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни.
доброта—этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь без ожидания благодарности;
благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу;
обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
культура общества — это достижения человеческого общества, созданныенапротяженииегоистории;
российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире;
культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительство,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,изобразительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношенийлюдей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтомумногиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведенийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящиесвоюдеятельность;
в России совершено много научных открытий, без которых невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают впроцессеобсуждениятем:«190-летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавнеурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитываетрегиональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразвитияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпредлагаетсявместесродителями,другими членамисемьи.
Личностноеразвитиеребёнка–главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатовобучающихсяпедагогможетдостичь,увлекаяшкольниковсовместнойи интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогающиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахреализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».
«Разговорыоважном»
Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможности,которыепредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличныхвозрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники –чемгордимся,очем помним, чтобережем?
ЗояКосмодемьянская–еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпримеромбеззаветнойпреданностиОтечеству,истиной любвиксвоейРодине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваиблагополучиегражданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,страны–достойноуважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставники«старшийтоварищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развитиякаждомуребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хорошихотношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрорешаемыхзадач,экономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющейжизничеловека.Ониприводяткдепрессивномусостоянию,которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какналадитьотношениявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«травли»других,необходимывсем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд»,признанныйвовсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности,великоекультурно-историческоенаследие,отображаетто,чтообъединяет нас как нацию.Развитие отечественного кино отражает не толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,нарядуслитературойитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчествомталантливыхлюдей,систориейикультурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,беспримерноесамопожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Военнослужащиеспецназаобладаютособымипрофессиональными,физическимииморальнымкачествами,являютсядостойнымпримеромнастоящего мужчины.
Единствонации–основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонарода,уважениетрадиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымв жизнистраны.Покамыедины–мынепобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,как границы государства, это основа и залог существования современной страны.Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологическийсуверенитетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокотехнологичныхотраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением ктехнологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которыесоздают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.Основасемьи–этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.ЧувстволюбвиксвоейРодинечеловекнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина–этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбимиготовызащищать.
ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСевастопольская, сёстрымилосердия–историяисовременность.
Россия—странасгероическимпрошлым.Современныегерои—ктоони?
Россияначинаетсясменя?
ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязанностей.Ответственность—этоосознанноеповедение.
Новыйгод—праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашей стране.
ПерваяпечатнаякнигавРоссии–«Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациидопоявленияписьменности.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедоровым:«Радискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигеначались450 летназад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?Выплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРоссийскойФедерации.
Голод,морозы,бомбардировки—тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-геройЛенинградбылполностьюосвобожденотфашистскойблокады.
Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетправами?Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзныхгосударствиподдерживают их.
Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявнашейстране.190-летиевеликогорусскогоучёного-химика,специалиставомногихобластяхнаукииискусстваД.И.Менделеева.
Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмире,которуюзаеепродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей странысегодняможет открытьдля себялюбойшкольник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождениявеликогорусскогофлотоводца, командующегоЧерноморскимфлотом (1790—1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798—1800),адмирала(1799) Ф.Ф.Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место вжизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семьюи самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.ПоддержкапрофессиональногосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподростков.Проблемы, скоторымионисталкиваются,испособыихрешения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадкафестиваля. Исторические факты появлениявсемирногофестивалямолодежи истудентов.Фестивали,которыепроходиливнашей стране.
Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойавиации.Героизмконструкторов,инженеровилетчиков-испытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.Современноеавиастроение.Профессии, связанныесавиацией.
Красивейшийполуостровсбогатойисторией.ИсторияКрымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечательности Крыма.
Россия–здороваядержава.Этозначит,чтожителистраныдолжныстремитьсяподдерживатьздоровыйобразжизни.Физическоеипсихическоездоровьенаселенияиграютважнуюрольвукрепленииэкономическогопотенциалаи социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.Цирккакфантазийноеисказочноеискусство.ЦирквРоссии,Историяцирка,
цирковыединастииРоссии.Знаменитыенавесьмирроссийскиесилачи,дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофессии.
Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавты-рекордсмены.Подготовкакполету—многолетний процесс.
НиколайГоголь–признанныйклассикрусскойлитературы, авторзнаменитых«Мертвыхдуш»,«Ревизора»,«ВечеровнахутореблизДиканьки».Сюжеты,герои,ситуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальныпосейдень.Экологичноепотребление—способпозаботитьсяосохранностипланеты.
Экологическиепроблемыкакследствиябезответственногоповедениячеловека.Соблюдатьэко-правила—нетаксложно.
ИсторияПраздникатруда.Труд–этоправоилиобязанностьчеловека?
Работамечты.Жизненноважныенавыки.
ИсторияпоявленияпраздникаДеньПобеды.ПоисковоедвижениеРоссии.
МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.
19мая1922года—деньрожденияпионерскойорганизации.Цельеесоздания идеятельность.Причины,покоторымдети объединяются.
НеизвестныйПушкин.ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения.ВкладА.С.Пушкинавформированиесовременноголитературногорусскогоязыка.
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольникамиследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
Всферегражданскоговоспитания:уважениеправ,свободизаконныхинтересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление квзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(волонтерство,помощь людям,нуждающимся вней).
В сфере патриотического воспитания:осознание российской гражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,своегокрая,народовРоссии;ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,историческомуиприродномунаследиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране.
Всфередуховно-нравственноговоспитания:ориентациянаморальныеценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своеповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсучетомосознанияпоследствийпоступков;свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства.
Всфереэстетическоговоспитания:восприимчивостькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражения;пониманиеценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций инародноготворчества.
В сфере физического воспитания:осознание ценности жизни; соблюдениеправил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяидругих, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решениипрактических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;уважение ктрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
В сфере экологического воспитания:ориентация на применение знаний изсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемипутейихрешения;активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической исоциальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельностинасовременнуюсистемунаучныхпредставленийобосновныхзакономерностяхразвития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средствомпознания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной иприроднойсреды:освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредставления;находитьсходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальнуюформупредставленияинформации;оцениватьнадежностьинформациипокритериям, предложенным педагогическим работником или сформулированнымсамостоятельно;эффективно систематизировать информацию.
Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямииусловиямиобщения;выражатьсвоюточкузрениявустныхиписьменныхтекстах;пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсвоивозражения;входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачии поддержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходимостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еедостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместнойработы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;планироватьорганизацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений ивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обменмнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоидействияс другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продуктпо критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижениерезультатов,разделять сферуответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации ирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;ставитьсебянаместодругогочеловека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выраженияэмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своеправо на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;открытостьсебеидругим;осознаватьневозможностьконтролироватьвсевокруг.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобластей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:Русскийязык:совершенствованиеразличныхвидовустнойиписьменнойречевойдеятельности;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеустныхмонологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений,чтенияучебно-научной,художественнойинаучно-популярнойлитературы;участиевдиалогеразныхвидов:побуждениекдействию,обменмнениями,запросинформации,сообщениеинформации;овладениеразличнымивидамичтения(просмотровым,ознакомительным,изучающим,поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаиответовнаних;подробная,сжатаяивыборочнаяпередачавустнойиписьменнойформесодержаниятекста;выделениеглавнойивторостепеннойинформации,явнойискрытойинформациивтексте;извлечениеинформацииизразличныхисточников,ееосмыслениеи
оперированиеею.
Литература:пониманиедуховно-нравственнойикультурнойценностилитературыиеероливформированиигражданственностиипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийскойФедерации;понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличийхудожественноготекстаоттекстанаучного,делового,публицистического;овладениеумениямивоспринимать,анализировать,интерпретироватьиоцениватьпрочитанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отраженнуювлитературныхпроизведениях,сучетомнеоднозначностизаложенныхвниххудожественныхсмыслов;овладениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы ктексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, вдискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позициейавтораимнениямиучастниковдискуссии;даватьаргументированнуюоценкупрочитанному.
Иностранныйязык:умениесравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуреитрадицияхнародовРоссии идругихстран.
Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопаснойэксплуатациитехническихсредствинформационно-коммуникационныхтехнологий;умениесоблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права приработесприложенияминалюбыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасныестратегииповедениявсети.
История:соотноситьсобытияисторииразныхстранинародовсисторическими периодами, событиями региональной и мировой истории, событияистории родного края и истории России; определять современников историческихсобытий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры,быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать обисторическихсобытиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссииимировойисториииихучастниках,демонстрируяпониманиеисторическихявлений,процессовизнаниенеобходимыхфактов,дат,историческихпонятий;умениевыявлятьсущественныечертыихарактерныепризнакиисторическихсобытий,явлений,процессов;умениеустанавливатьпричинно-следственные,пространственные,временныесвязиисторическихсобытий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) сважнейшимисобытиямиXX-началаXXIвв.;умениеопределятьиаргументироватьсобственнуюилипредложеннуюточкузрениясопоройнафактическийматериал,втомчислеиспользуяисточникиразныхтипов;приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной ирелигиозной принадлежности на основе национальных ценностей современногороссийскогообщества:гуманистическихидемократическихценностей,идеймираивзаимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур;уважениякисторическомунаследиюнародовРоссии.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми,важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;охарактерныхчертахобщества;осодержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной,духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционногостроя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовомстатусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); осистемеобразованиявРоссийскойФедерации;обосновахгосударственнойбюджетнойиденежно-кредитной,социальнойполитики,политикивсферекультуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,обеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислеоттерроризмаиэкстремизма;умениехарактеризоватьтрадиционныероссийскиедуховно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав исвобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,коллективизм, историческое единство народов России, преемственность историинашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания длясравнения)деятельностьлюдей,социальныеобъекты,явления,процессывразличныхсферахобщественнойжизни,ихэлементыиосновныефункции;умениеустанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессовв различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,включаявзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,сферобщественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясенийисоциально-экономическихкризисоввгосударстве;умениеиспользоватьполученныезнаниядляобъяснения(устногоиписьменного)сущности,взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опоройна обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальныйопыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и нормсвоеотношениекявлениям,процессамсоциальнойдействительности;умениеанализировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьикритическиоценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями оморальном и правовом регулировании поведения человека, личным социальнымопытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных
норм,экономическойрациональности;осознаниенеприемлемостивсехформантиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народовРоссии.
География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсвойствахгеографическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачестважизничеловекаиокружающейегосредынапланетеЗемля, в решении современных практических задач своего населенного пункта,Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивогоразвития;умениеустанавливатьвзаимосвязимеждуизученнымиприродными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаблюдаемымигеографическимиявлениямиипроцессами;умениеоцениватьхарактервзаимодействиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразныхгеографическихусловияхсточкизренияконцепции устойчивогоразвития.
Тематическое планирование
5 класс (1 час в неделю)
Тема | Основноесодержание | Характеристикадеятельностиобучающихся |
День знаний | Знакомствоспроектами Российского общества «Знание». Возможности, которые предоставляютпроекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов. | Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимости знаний для жизненного успеха. Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. |
Там, где Россия | Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? | Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Интерактивная викторина. Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни человека. |
Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской | Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине. | Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизни и подвиге Зои. Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя. Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям. |
Избирательная система России (30 лет ЦИК) | Право избирать и быть избранным гарантированоКонституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения. | Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об истории Центральной избирательной комиссии. Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и выборами. Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в России». |
День учителя (советники по воспитанию) | Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку. | Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель? (создание кластера). Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?» |
О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга) | В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранитьсвое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститься до «травли» других, необходимы всем. | Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психического здоровья. Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового образа жизни. Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человеку. Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции. Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого школьники составляют список лайфхаков класса о том, как подростку справляться со стрессами, излишним давлением взрослых. Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им было бы комфортно находиться. |
По ту сторону экрана. 115 лет кино в России | Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализироватьи рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны. | Мотивационнаябеседаолюбимых мультфильмах и кинофильмах, жанрах кино. Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино. Обсуждение ролика. Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху. Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют мультфильм или фильм по его отрывку. Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немого кино. Итоговаябеседаовозможностисозданиясобственного фильма о классе, сделанного руками школьников. |
День спецназа | Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером настоящего мужчины. | Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах подразделений специального назначения в России. Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа». Выполнениеинтерактивногозадания «Чтоважнеедля спецназовца – ум или сила?» |
День народного единства | Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне | Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времени. Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют, что им надо объединяться? |
Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет / цифровая экономика / новые профессии | Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений. Развитие цифровой экономики предполагает выстраивание системы экономических, социальныхи культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету. | Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический суверенитет», «цифровая экономика». Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой школьники высказывают свои мнения о возможностях и рисках, которые появляются в связи с проникновением искусственного интеллекта во многие сферы не только экономики, но и культуры, образования, спорта. Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с профессиями будущего. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных профессий. Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …» |
О взаимоотношениях в семье (День матери) | Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой? | Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …» Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми |
Что такое Родина? (региональный и местный компонент) | Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать. | Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде государственных символов нашей страны. Какова региональная символика? Что означают элементы герба, флага? Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает? |
Мы вместе | История создания Красного Креста. Особенности волонтерской деятельности. Волонтерство в России | Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтерского движения? Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности |
Главный закон страны | Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение | Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности |
Герои нашего времени | Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? | Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Качества современного героя» |
Новогодние семейные традиции разных народов России | Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. Различные традиции встречи Нового года у разных народов России. | Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет народы нашей страны». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках. |
От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова | Способы передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». | Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке». Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем особенности». Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки». |
Налоговая грамотность | Современный человек должен обладатьфункциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации. | Беседа о том, что такое налоговая система. Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?». Беседа «Права и обязанности налогоплательщика». Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет». |
Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск. О героизме советских воинов, освободивших город на Неве. | Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для хода Великой Отечественной войны?» Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? |
Союзники России | Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их. | Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации. Блиц-опрос: «Какиетрадиционныеценностиразделяют союзники?». Дискуссия: права и обязанности союзных государств. В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делает для союзников? |
190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки | Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Вклад российских ученых в мировую науку. Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно- технического прогресса | Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных достижений. Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только химия». Участиевблиц–опросе «Примерыиспользования достижений науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научно-технического прогресса» |
День первооткрывателя | Россия является не только самой большой страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник. | Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе. Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества о русских землепроходцах. Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных местах России и их первооткрывателях. Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому что …». |
День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Федора Ушакова | День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790—1798); командующегорусско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова. | Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в которых выручала смекалка. История и современность: уроки адмирала Ушакова. Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества |
Как найти свое место в обществе | Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящимпрофессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в России. | Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии. Выступление федерального спикера (о примерах и способах самореализации человека в различных сферах общественной жизни). Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе профессии. Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д. |
Всемирный фестиваль молодежи | Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране. | Групповаяработапосозданиюкластера «Всемирный фестиваль молодежи». Историческая справка об истории возникновения Всемирного фестиваля молодежи. Беседа «Эмблемы и символы фестивалей». Дискуссия «Всемирныйфестивальмолодежи–2024в подробностях». |
«Первым делом самолеты». О гражданской авиации | Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателейпервых российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. | Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные с первыми попытками человека «обрести крылья». Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96, "Байкал". Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями, конструкторами. Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе. Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком. |
Крым. Путь домой | Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма | Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму |
Россия - здоровая держава | Здоровый образ жизни – приоритетное направление в большинстве государств мира. Основные составляющие здоровья. Современные проекты, связанные со здоровьем. | Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни». Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ. Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках и т.д.). |
Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка) | Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии. | Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877 году. Беседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных). Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники разучивают несколько простых фокусов. Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин). Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать оптимизм в себе и в окружающих. |
«Я вижу Землю! Это так красиво». | Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс. Художественный фильм «Вызов» - героизм персонажей и реальных людей. | Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма. |
215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя | Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. | Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений Гоголя можно было назвать современными. Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя. Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его главных героев. Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…». |
Экологичное потребление | Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствиябезответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно | Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски решений. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый |
Труд крут | История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки | Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность человека?» Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» |
Урок памяти | История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы. Бессмертный полк | Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка? |
Будь готов! Ко дню детских общественных организаций | 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются | Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения |
Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина | Неизвестный Пушкин. ТворчествоПушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка. | Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации». Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С. Пушкина». Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина». Интерактивные задания на знание русского языка. |
Календарно-тематическое планирование
«Разговоры о важном»
5класс (2023-2024 год)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Деньзнаний | 1 | 4.09 |
2 | Там,гдеРоссия | 1 | 11.09 |
3 | Зоя. К100-летиюсодня рождения Зои Космодемьянской | 1 | 18.09 |
4 | Избирательнаясистема России (30 лет ЦИК) | 1 | 25.09 |
5 | Деньучителя (советникипо воспитанию) | 1 | 2.10 |
6 | О взаимоотношенияхв коллективе(Всемирный день психическогоздоровья, профилактика буллинга) | 1 | 9.10 |
7 | Потусторонуэкрана. 115леткиновРоссии | 1 | 16.10 |
8 | Деньспецназа | 1 | 23.10 |
9 | Деньнародного единства | 1 | 30.10 |
10 | Россия:взглядвбудущее. Технологический суверенитет цифровая экономика /новые профессии | 1 | 6.11 |
11 | Овзаимоотношенияхв семье (День матери) | 1 | 13.11 |
12 | ЧтотакоеРодина? (региональный и местныйкомпонент) | 1 | 20.11 |
13 | Мывместе | 1 | 27.11 |
14 | Главныйзаконстраны | 1 | 4.12 |
15 | Героинашеговремени | 1 | 11.12 |
16 | Новогодниесемейные традиции разных народов России | 1 | 18.12 |
17 | От А доЯ.450лет"Азбуке"Ивана Фёдорова | 1 | 25.12 |
18 | Налоговаяграмотность | 1 | 15.01 |
19 | Непокоренные.80летсодняполного освобождения Ленинградаот фашистскойблокады | 1 | 22.01 |
20 | СоюзникиРоссии | 1 | 29.01 |
21 | 190летсоднярождения Д. Менделеева. Деньроссийскойнауки | 1 | 5.02 |
22 | Деньпервооткрывателя | 1 | 12.02 |
23 | Деньзащитника Отечества.280летсоднярождения Федора Ушакова | 1 | 19.02 |
24 | Какнайтисвоеместовобществе | 1 | 26.02 |
25 | Всемирныйфестиваль молодежи | 1 | 4.03 |
26 | «Первымделом самолеты».Огражданскойавиации | 1 | 11.03 |
28 | Крым.Путьдомой | 1 | 18.03 |
29 | Россия-здороваядержава | 1 | 1.04 |
30 | Цирк! Цирк! Цирк! (КМеждународному дню цирка) | 1 | 8.04 |
31 | «Я вижу Землю! Этотаккрасиво». | 1 | 15.04 |
32 | 215-летие со дня рожденияН.В.Гоголя | 1 | 22.04 |
33 | Экологичное потребление | 1 | 29.04 |
34 | Трудкрут | 1 | 6.05 |
35 | Урокпамяти | 1 | 13.05 |
36 | Будьготов! Коднюдетскихобщественных организаций | 1 | 20.05 |
Русскийязык.Великий и могучий. 225соднярождения А. С. Пушкина | 1 | 27.05 |