Панькин Андрей Викторович,
директор, методист
МБОУ ДО ЦДО «Аэрокосмическая школа» города Красноярска,
Бурлакова Ирина Васильевна,
методист МБОУ ДО ЦДО «Аэрокосмическая школа» города Красноярска
Создание образовательно-игровой среды как одного из компонентов духовно-нравственного воспитания обучающихся 10-14 лет
В МБОУ ДО ЦДО «Аэрокосмическая школа» по субботам еженедельно проводятся семейные встречи, на которых организуются вечера настольных игр. Данная практика направленна не только на создание игрового взаимодействия обучающихся и их родителей, но и организацию эффективной образовательно-игровой среды как одного из компонентов духовно-нравственного воспитания подростков.
Помимо развлекательной функции настольные игры способствуют развитию личностных качеств и способностей ребенка, становятся прекрасным образовательным средством для людей любого возраста.
Образовательно-игровая среда, создаваемая при организации игрового взаимодействия, позволяет расширить практические умения обучающихся, повысить уровень их языковой культуры, создать условия для развития логического мышления и пространственных представлений, стать альтернативой компьютерным играм.
Настольные игры ориентированы на духовно-нравственное воспитание и поддержку творческой активности обучающихся, внимания, памяти и способности к коммуникации, умений слушать собеседника, принимать правила игры, уважительно относиться к чужому мнению.
Организация образовательно-игровой среды основана на использовании настольных игр разных направлений:
интеллектуальных ("IQ-Спутник гения", "Ответь за 5 секунд", "Эрудит");
коммуникативных ("Имаджинариум", "7 чудес", "Данетки");
профориентационных ("Мир профессий будущего", "ПрофХ", "Компас новых профессий");
исторических ("Индейцы", "День вождей", "Пиратская математика");
ассоциативных ("Крокодил", "Тик так бум", "Активити").
Основным результатом освоения разных видов игр станет разработка участниками (обучающимися и родителями) интеллектуально-познавательной игры, нацеленной на духовно-нравственное развитие.
Основные идеи при создании образовательно-игровой среды направлены на:
- использование игр разных направлений;
-организацию вечеров настольных игр для заинтересованных обучающихся и родителей;
-проведение игровых турниров;
- разработку интеллектуально-познавательной игры и ее апробация на открытых мероприятиях района, города (летних площадках, лагерях, днях открытых дверей) с презентацией лучших результатов в игровых фестивалях различных уровней.
Создание образовательной среды открывает возможность для интеллектуально-познавательного развития обучающихся и организации эффективной педагогической деятельности.
Участие в вечерах настольных игр позволяет объединить интересы детей и родителей в вопросах изучения игр разных направлений (интеллектуальных, коммуникативных, профориентационных, исторических, ассоциативных), а педагогам – заинтересовать участников духовно-нравственными аспектами.
Игровые турниры и интеллектуально-познавательная игра направлены на презентацию освоенных игровых навыков.
Основные педагогические методы и приёмы, используемые при создании образовательно-игровой среды:
-наглядные методы (настольные игры, презентации);
-словесные методы (правила, беседы);
- игровые методы (ситуации, игры).
План действий при создании образовательно-игровой среды
Этапы | Педагогические действия | Действия управленцев и специалистов по обеспечению инфраструктуры | Действия, связанные с созданием мотивирующего знаково-символического слоя |
Подготовительный Апрель-август | Подготовка игр по направлениям, планирование вечеров настольных игр | Оснащение играми | Рекламная компания |
Основной Сентябрь-апрель | Организация вечеров настольных игр и игровых турниров, промежуточный опрос | Организация образовательно-игровой среды | Оформление образовательного пространства (таблички с названиями игр, рисунки детей, картинки, плакаты и т.д.) |
Итоговый Май | Создание и апробация итоговой интеллектуально-познавательной игры, итоговый опрос, участие в игровых фестивалях различных уровней | Организация мероприятий по апробации интеллектуально-познавательной игры | Реклама для привлечения новых участников |
Ресурсы, позволяющие данной образовательной среде бесперебойно функционировать в течение длительного времени:
-кадровые (педагоги учреждения, родители- педагоги, партнеры «Совет отцов Красноярского края);
-методические (сопровождение при разработке и реализации ОП);
материально-технические (оборудованный кабинет, проектор, ноутбук, экран, комплектны настольных игр по модулям, плакаты и т.д.).
Эффекты созданной образовательно-игровой среды:
-сформированы навыки игрового взаимодействия детей и родителей, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;
-создана образовательная среда для развития у обучающихся логического мышления и пространственных представлений.
Используемые Интернет-ресурсы
https://vk.com/wall-223328268_124
https://www.mosigra.ru/igry-na-associacii/
https://kompas100.ru/