Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. ИЗО
  3. «Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством знакомства с ремеслами Донского края (вышивка)

«Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством знакомства с ремеслами Донского края (вышивка)

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят к традиционному искусству. Все предметы декоративно-прикладного искусства, которые видят наши дети, раскрывают перед ними многообразие и богатство культуры казачьего народа, его духовные идеалы, они помогают им приобщиться к обычаям, традициям, особенностям жизни и быта, которые передавались из поколения в поколение. Очень важным является знакомство детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев, так как это позволит им почувствовать себя частью донского казачьего народа, ощутить гордость за свою родину, которая богата славными традициями. Вашему вниманию хочу предложить конспект образовательной деятельности по развитию художественно- творческих способностей через ознакомление с Донскими ремеслами.

Возраст

Дошкольники

Предметы

ИЗО

Категория

ИЗО
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством знакомства с ремеслами Донского края (вышивка)

Конспект образовательной деятельности

«Помощники казачки Натальи».

Цель: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда. 

Задачи: Развивать познавательные способности у детей, развивать любознательность стремление узнать больше нового, интересного о своей малой родине.

Активизировать словарный запас словами-названиями домашней казачьей утвари. Развивать связную речь

Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов вышивки.

Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.

Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину.

• Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного прикладного искусства.

 

Содержание:

Казачка. Здорово дневали, казачата.

Д. Слава богу.

К. Ох и давно же я у вас в гостях была. Да и не мудрено. Осень-пора горячая, сколько дел переделать надо. А кто знает, что делают казаки осенью. Д. Собирают урожай согородов, садов и полей, заготавливают сено для животных, заготавливают дрова. Ау хозяек пора заготовок фруктов, ягод, овощей на зиму.

К. Молодцы, все правильно сказали. Казаки - народ трудолюбивый и про труд сложили много пословиц и поговорок. Предлагаю их вспомнить :«Труд казака кормит, а лень портит», «Почет и труд рядом идут», «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Наталья читает начало пословицы, а дети заканчивают прочитанную пословицу.

Закончи пословицу».

  • «Терпение и труд…» (всё перетрут)

  • «Землю красит солнце…» (а человека труд)

  • «Делу время…» (а потехе час)

  • «Кто не работает…» (тот не ест)

  • «Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

  • «Больше дела…» (меньше слов)

  • «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

А зима пришла- у казаков другие дела. Раньше магазинов, где все купить можно, не было.  Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станицах и стали появляться мастера своего дела.

Было на Дону такое ремесло, как лозоплетение. Из виноградной и ивовой лозы  донские умельцы легко изготавливали великое множество полезных и красивых вещей - от грибных лукошек до ажурных изгородей, детских колыбелей, клеток птиц, нехитрой мебели. 

А еще на Дону было распространеногончарное ремесло, особеннов местах, где имелась глина, пригодная для работы. Формы и декор глиняной посуды рассказывали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые - для молока, темные - для кваса, с узким горлом - для постного масла, черная керамика - для приготовления пищи в печи, большие макитры - для засолки овощей.

К. - Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он?  (ответы детей)

 - А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки? (ответы детей: молоко, воду)

- В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. А вы догадались, для чего она нужна? (ответы детей) В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов.

К.Ребятушки, помогите пожалуйста собрать посуду .

 Дидактическая игра «Собери горшок»

(Дети собирают пазлы- горшки). Вот спасибо большое, помогли. В курене по полкам расставлю и порядок будет. А вы знаете что такое курень?

Д. Это казачий дом так называется.

К. А я предлагаю вам вспомнить другие казачьи названия разных предметов.

Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник,, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.

К. Ну, молодцы, все знают. А мы, казачки, любим все расшивать и расписывать. Мы вышиваем узоры на рубахах, юбках, рушниках.

Искусство вышивания всегда ценилось на  Дону. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны уметь вышивать. Узоры бывают разные и каждый что-то обозначает: Прямой линией обозначали поверхность земли.
Волнистой горизонтальной – воду.
Волнистой вертикальной – дождь.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.
Птица – символ счастья, богатства и радости.

Вот мы сейчас и заплетем кружева узорчатые.
Игра «Кружева».

Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой  – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач»  – у второй. «Челнок»  по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.

К. Загостилась я у вас, а дел невпроворот. Скоро праздник и нужно успеть приготовить всем подарки. Вязанные носочки, шапочки, шарфики я уже приготовила. А вот рушники узором украсить боюсь не успеть. Поможете мне, ребятки? Д. Да, поможем. К.Чтобы дело спорилось, у меня есть трафареты и образцы узоров для «вышивки». Выберите, каким узором вы хотели бы украсить рушник, нанесите рисунок на ткань карандашом и затем раскрасьте его красками.

(Детям предлагаются цветные и схематичные образцы узоров)

Дети приступают к украшению рушника. Работа сопровождается беседой:
Казачки видели вокруг себя красивые цветы, травинки и переносили растительный орнамент на предметы, которые хотели украсить вышивкой. Мастерицы работали аккуратно, старательно, чтобы вещи радовали глаз и приносили пользу.

К.Красивые рушники получились у наших мастеров и мастериц. Все узоры разные, непохожие друг на друга. 

 В народе есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас, ребятушки. Спасибо вам за помощь.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный конспект формирует у детей моральные представления о положительных и отрицательных поступках, чувствах и эмоциях (добре и зле), внутреннее стремление помогать другим Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Цель деятельности и состоит в том, чтобы показать важность воспитания доброты в детях. А результатом является бережное отношение к своим и чужим игрушкам, закрепление правил обращения с игрушками.
0 ₽
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Здесь же мы решаем задачу, связанную с воспитанием дружеских взаимоотношений у дошкольников. Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Актуальность темы «Что такое дружба?» в детском саду связана с тем, что каждый человек мечтает иметь друга, который поможет в трудную минуту, разделит радость и горе. Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. И задача взрослых формировать представления детей о дружбе, друзьях, доброте, сопереживания, помогать детям усваивать умения оценивать чувства и поступки сверстников. Развивать способность к сопереживанию, желание оказывать помощь друг другу. Подвести детей к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
0 ₽
Предлагаемый конспект игровой деятельности знакомит детей младшего дошкольного возраста с особенностями уклада жизни казачьей семьи. Часто дети в дошкольном возрасте страдают дефицитом знаний о родном крае. Современные дошкольники больше путешествуют по России и за ее пределами, и больше осведомлены о городах и странах, в которых им удалось побывать. Однако очень мало знают о своём родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с родным краем, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Игра отвечает потребностям и интересам детей, способствует проявлению их самостоятельности, инициативы, творчества, импровизации, проверке себя. В игре ребенок активно познает окружающий мир, отношения между людьми, правила и нормы поведения, себя, свои возможности, осознает свои связи с другими. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и ребенка через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
0 ₽