Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках русского языка»

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках русского языка»

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках русского языка». Специфика работы в специальной школе состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большого количества приёмов, чем в массовой школе. Возникла необходимость отобрать такие приёмы, которые способствовали бы развитию орфографической зоркости и укреплению навыка самоконтроля.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках русского языка»

Автор: Клявина Елена Николаевна, учитель-логопед

Учреждение: ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа»

Специфика работы в специальной школе состоит в том, что освоение детьми любого вида упражнений требует от учителя использования большого количества приёмов, чем в массовой школе. Возникла необходимость отобрать такие приёмы, которые способствовали бы развитию и укреплению навыка самоконтроля.

Приёмы, способствующие развитию и укреплению навыков самоконтроля

1) «Сигнализация». Во время диктанта учащиеся контролируют себя при помощи проверочных слов, написанных на доске учителем;

2) Сообщение учителем о том, какое количество орфограмм на определённое правило имеется в предложении. Найти эти слова;

3) Определение орфограмм, встретившихся в проверочной работе. Ученики вначале самостоятельно подсчитывают количество отмеченных ими орфограмм, затем сверяют с данными учителя;

4) Подчеркивание орфограмм в тексте диктанта;

5) Прием «Правильно ли я написал?». Учитель предлагает детям подчеркнуть в тексте орфограммы, затем проверить правильность их написания и объяснить;

6) Орфографический поиск–1. Сущность данного приема заключается в том, что допущенные ошибки не исправляются традиционным способом – зачеркиванием, а лишь выделяется место ошибки и предлагается учащемуся найти её, исправить и объяснить. Структурно процесс решения орфографической задачи в данных условиях выглядит следующим образом:

- актуализация правила на выделенную орфограмму;

- оценка орфографического поля;

- морфологический анализ слова;

- принятие графемного решения;

- исправление.

7) Орфографический поиск–2. Подчеркивается слово, в которой была допущена ошибка.

В данных условиях дополнительной сложностью является введение таких компонентов, как:

- обнаружение ошибки на уровне слова;

- припоминание орфограммы;

- актуализация соответствующего правила.

Также специфичным для коррекционной школы является то, что наиболее последовательно выдерживается принцип последовательного перехода от легкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений, так и к формулировке заданий. Поэтому сначала учат детей применять приобретенные знания к отдельным словам. Отработанные слова включают в различные виды предложений. При этом материалом для упражнений может служить только то, что уже использовалось в речевой практике. Такой же расчлененный подход наблюдается и при составлении заданий к упражнениям. Каждое новое для школьников задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречавшимися ранее.

Большое значение в развитии орфографической зоркости играет разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смены видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Однако недостаточно быстрый темп работы умственно отсталых детей, замедленность переключения диктует определенную ограниченность видов упражнений на одном уроке. Выполнение заданий опирается на наглядные средства обучения, а также широко используются игровые приемы. Следует отметить, что упражнения подбираются с учетом типологических групп и индивидуальных возможностей учащихся.

В связи с тем, что мышление умственно отсталых учащихся носит наглядно–образный характер, особенностью орфографической зоркости являются следующие условия для запоминания:

1) установка на запоминание (ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить);

2) заинтересованность (легче запоминается то, что интересно);

3) яркость восприятия;

4) образность запечатления.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 4.     Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 6.     Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

 8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·      

Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Подбор действий к данному предмету «Птицы». Категория обучающихся - обучающиеся с легкой умственной отсталостью. Цель: Учить подбирать слова действия к названиям предметов. Задачи: Учить соотносить вопрос и слово, обозначающее действия предмета. Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих действие предмета. Закреплять умение самостоятельно подбирать действие предмета к названию предмета и ставить вопрос.
0 ₽
Конспект логопедического занятия во 2 классе. Тема: «Звук и буква Ш. «Волшебница- Зима». Цель: автоматизация звука «Ш» Задачи: Закреплять произношения звука «Ш» изолировано, в слогах, словах и в предложениях; Развивать артикуляционную и мелкую моторику; Продолжать развивать дыхание, удлинять выдох; Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным; Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных прилагательных; Закреплять умение строить предложения по образцу; Развивать мимику.
0 ₽
Конспект логопедического занятия в 4 классе. Тема: «Предлоги» Лексическая тема: Времена года. «Весна» Цели: • закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов; • закрепление практических навыков правильного употребления предлогов; составление предложений с предлогами по картинке • расширять представления о весне: признаки весны, весенние месяцы; • развивать просодическую сторону речи: ритм, тембр, силу голоса, интонационную выразительность; • совершенствовать навыки артикуляционного праксиса и ручной моторики; • развивать мышление, память, внимание. Категория обучающихся: дети с легкой умственной отсталостью.
0 ₽