Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Статья на тему: «Рефлексия как один из важных этапов урока в начальных классах»

Статья на тему: «Рефлексия как один из важных этапов урока в начальных классах»

Давно известно, что каждый человек будет с удовольствием делать то, что у него хорошо получается. У тех, кто способен анализировать свои действия и делать выводы, путь к успеху в жизни будет значительно короче. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Статья на тему :

«Рефлексия как один из важных этапов урока

в начальных классах»

Давно известно, что каждый человек будет с удовольствием делать то, что у него хорошо получается. У тех, кто способен анализировать свои действия и делать выводы, путь к успеху в жизни будет значительно короче.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы.

Рефлексия на уроке – это совместная работа учителя и учеников, которая способствует совершенствованию учебного процесса, при этом ориентируясь на личность каждого ребенка. Рефлексия обязательна для саморазвития не только ученика, но и учителя. Творчески работающий педагог должен все время находиться в поиске. Пока он задает себе вопрос, как улучшить результат, он развивается. Как только учитель перестает это делать – он останавливается. Поэтому рефлексия - обязательное условие развития не только для учащегося, но и для преподавателя.

Цели рефлексии:

  1. Формирование первичных навыков самоконтроля.

  2. Формирование умения объективно оценивать собственные усилия.

  3. Осмысленный подход к окружающей действительности.

  4. Создание и развитие критического мышления.

Рефлексия способствует развитию очень важных личностных качеств у ребёнка: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности.

В современной педагогике встречается несколько различных классификаций рефлексии. На уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

А.Сенсорная. Она определяет, насколько комфортно было на уроке каждому ученику  (комфортно – дискомфортно).

Б.Физическая. Позволяет оценить активность во время занятия, показывает, насколько ребёнок успевает работать в общем темпе класса (успел – не успел).

В.Интеллектуальная. Показывает, насколько ребёнок воспринял предложенный учителем материал  (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

Г.Духовная. Помогает выявить положительные или отрицательные изменения личности ученика  (стал лучше – хуже).

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

А. Рефлексия эмоционального состояния.

Б. Рефлексия деятельности.

В. Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия эмоционального состояния.

Проводить необходимо с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств:разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Очень разнообразно проведение цветовых методик рефлексии:«Цветик – семицветик» (дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в общий цветок), «Радуга настроения» (дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики или смайлики на радугу. Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое), «Солнышко и тучка» (учитель предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком),«Наряди ёлочку» (в конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку жёлтый шарик, если не понравилось - красный»,«Звездопад» (дети выбирают для себя звёздочку, цвет которой наиболее подходит к цвету настроения (зелёная, жёлтая, красная), затем прикрепляют её к доске) и др.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить обучающимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком (нарисовать в конце урока общий плакат «Моё разноцветное настроение»). Или использовать приём «Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка. Ребятам предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Музыкальные образы»

Обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Ребята выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах урока.  

«Светофор»(дети выбирают цвета: красный – совсем непонятно; жёлтый – надо повторить ещё раз; зелёный – всё легко и просто).

«Яблоня»  (на изображение яблони дети прикрепляют яблоки зелёного, жёлтого и красного цветов (понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок).

«Букет настроения» (дети крепят свои цветы на вазу того цвета, который указывает на уровень их работы на уроке).

«Звёздное небо» (дети выбирают для себя звёздочку, цвет которой наиболее подходит к ситуации:красный – материал непонятен, жёлтый – мне не всё удалось, зелёный – мне всё удалось).

«Солнышко и тучка» (солнышко – мне всё удалось, солнышко и тучка – мне не всё удалось, тучка – у меня ничего не получилось).

«Дерево успеха» (зелёный — все сделал правильно, жёлтый — встретились трудности, красный — много ошибок).

«Лестница  успеха»  (нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька -мне всё удалось).

«Спасибо за…». Каждый ученик в конце урока благодарит одного из своих одноклассников за помощь, за сотрудничество, за работу у доски без ошибок, за активное участие на уроке и т.д. Учителя не следует выбирать для благодарности. Педагог завершает этот этап, выбирая для комплиментов тех ребят, которым досталось меньше всех слов благодарности.

«Воздушный шар». У каждого ребёнка в начале урока на парте лежат два воздушных шарика: синий и красный. В конце урока каждому даётся возможность выбрать шарик того цвета, который описывает учебную деятельность ребёнка после занятия. Дети надувают шар (небольшого размера) и показывают учителю все вместе. На перемене шарики завязывают и ребята забирают их домой. Зелёный – настроение отличное, все получилось. Красный – настроение нормальное, но на уроке тему усвоил частично.

« Радуга».Учитель может предложить схему - подсказку, чтобы помочь ученику точнее выразить собственную мысль. Такая схема может быть размещена на доске.

Рефлексия содержания учебного материала.

Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали дети на уроке. То есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

«Плюс-минус-интересно».Автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышлении. Этот приём можно выполнять и устно, и письменно, в зависимости от наличия времени. Необходимо заполнить таблицу:

+ (плюс)

- (минус)

интересно

В графу “П” – “плюс” записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу “М” – “минус” записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу “И” – “интересно” обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

« Пирог». В группе дети получают по одному альбомному листу. Ученикам предлагается изобразить в виде большого круга пирог, поделить его на всех членов группы с учётом их участия на уроке, включая и себя.

Возможен и другой вариант этого приёма. Каждому ребёнку предлагается лист с предложением закрасить выбранную часть круга.

«Синквейн».Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

Пятистишие:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных);

третья строка– описание действия в рамках этой темы (три глагола);

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

пятая (последняя) строка – синоним-существительное, который повторяет суть темы.

«Знаю. Хочу знать. Узнал». Это таблица – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии на уроке. В начале занятия в первую графу обучающиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во второй графе формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, а в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали на уроке или занятии.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


«Рефлексивный экран». Незаконченные предложения учитель помещает на слайд и ли записывает на доске, чтобы все дети хорошо их видели. Ребята по очереди высказываются, выбирая начало фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Раньше я не знал о… Теперь я знаю…

«Экспертная комиссия». В конце урока эксперты анализируют деятельность своих одноклассников, указывая на успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«Сигнал».Все дети получают набор карточек с тремя изображениями:

Звёздочка - задания полностью понятны.

Вопрос - мне кое-что неясно.

Восклицательный знак - мне было интересно, давайте повторим такую работу ещё раз.

«Для меня сегодняшний урок…». Обучающимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие его работу на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

«Пантомима». Обучающиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – недовольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Корзина идей». Обучающиеся записывают на листочках своё мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Мнение на листочках высказывается анонимно.

«Дело в шляпе». Обучающиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает её.

«Острова».Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

«Метод пяти пальцев». Не требует специального оборудования. Ребёнку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Что я сделал для своего здоровья?

При выборе рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности обучающихся и состав класса.

Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

  1. Особенности предмета, тему и тип урока.

уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.

  1. Необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

Приёмы рефлексии можно включать абсолютно в любой этап урока, будь то актуализация знаний или этап закрепления. В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 мин до 7минут.

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Она связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, с технологией критического мышления.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности и предприимчивости. Каждый учитель перед подготовкой к уроку должен спросить у самого себя:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он будет развиваться. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Рефлексия на уроках в начальных классах — очень важный этап формирования личности. Если человек понимает, анализирует полученные знания и способен понять, где допустил ошибку, то он легко определит, что же ему делать дальше. Таким образом, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Список литературы и Интернет-ресурсы:

  1. Войнова, А.И. Мастер-класс «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе» [Электронный ресурс] // Педагогическое сообщество Урок.рф – URL: Мастер-класс «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе», ФГОС (xn--j1ahfl.xn--p1ai) (Дата обращения 24.04.2022)

  2. Евсеева, С.Г. Методическая разработка «Приемы рефлексии в начальной школе» [Электронный ресурс] // Международный педагогический портал Солнечный свет – URL: Приемы рефлексии в начальной школе. (solncesvet.ru) (Дата обращения 24.04.2022)

  3. Ельчанинова, Е.И. Методическая разработка «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе» [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru – URL: Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе | Статья на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (Дата обращения 22.04.2022)

  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Шведова Н. Ю. - М.: ООО "А ТЕМП". - 2010. - 874 с.

  5. https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html

  6. https://infourok.ru/master-klass-refleksiya-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-6722218.html

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Тема урока: Единственное и множественное число глаголов Цель: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
0 ₽
Тема урока: Единственное и множественное число глаголов Цель: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
0 ₽
Тема: Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг» Цели урока: создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся в деятельность на личностном уровне
0 ₽