Реализация интерактивных технологий при изучении курса ОБЖ во внеурочной деятельности
В связи с введением образовательных стандартов второго поколения неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность, которая рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Современная система образования быстро развивается, появляется акцент на том, чтобы сделать процесс обучения интерактивным, увлекательным и содержательным. Роль учителей сместилась с передачи знаний учащимся на содействие их общему развитию. В этом контексте использование интерактивных технологий во внеурочной деятельности стало одним из важнейших инструментов в достижении этой цели.
Внеклассные мероприятия призваны предоставить учащимся платформу для творческого участия и самовыражения, они направлены на развитие социальных и культурных навыков учащихся. Эти мероприятия имеют несколько задач, таких как содействие благоприятной адаптации ребенка в школе, увеличение учебной группы учащихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных особенностей и особенностей учащихся.
Интерактивные технологии обучения стали неотъемлемой частью современного образования. Интерактивное обучение — это тип обучения, основанный на активном взаимодействии и многостороннем общении между обучающимся, учителем и другими субъектами учебного процесса. Это очень эффективный метод обучения, поскольку он вовлекает школьников в процесс обучения, делая его более увлекательным и содержательным. Использование интерактивных технологий во внеурочной деятельности способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы, что крайне важно для личностного развития обучающихся.
Внедрение интерактивных технологий во внеурочную деятельность дает обучающимся возможность учиться и исследовать новое, развлекаясь. Это также помогает обучающимся развивать социально значимые качества, такие как независимость, ответственность и навыки решения проблем, которые имеют большое значение для их общего развития.
Внеклассная деятельность в сочетании с интерактивными технологиями обеспечивает всесторонний и содержательный опыт обучения, который помогает обучающимся развивать свой личностный потенциал и готовиться к успешному будущему. Учителя и преподаватели должны признать ценность интерактивных технологий во внеклассной деятельности и использовать их в качестве инструмента для содействия личностному росту и развитию обучающихся. Таким образом, они смогут создать атмосферу радости, творчества и позитива, что необходимо для успеха учащихся.
Интерактивные технологии приобретают все большее значение в образовании, предоставляя обучающимся новые и увлекательные способы изучения сложных концепций и идей. Это особенно верно при изучении безопасности жизнедеятельности во внеклассной деятельности, где интерактивные технологии могут обеспечить более захватывающий и практический опыт обучения.
Одним из примеров внедрения интерактивных технологий в исследование безопасности жизнедеятельности являются симуляции виртуальной реальности (VR). Эти симуляции позволяют обучающимся испытать опасные ситуации в безопасной и контролируемой среде, предоставляя им возможность попрактиковаться в своих действиях и принять решения, которые могут повлиять на их безопасность. Например, симуляция виртуальной реальности может поместить обучающегося в сценарий, в котором он занимается скалолазанием и должен принимать решения о правильном использовании оборудования и методов, чтобы избежать падения. Этот тип практического опыта более увлекательный и запоминающийся, чем простое чтение учебника.
Другой пример — использование игровых технологий в изучении безопасности жизнедеятельности. Игры могут быть веселым и увлекательным способом для обучающихся узнать о положениях и методах обеспечения безопасности. Например, можно разработать игру, имитирующую сценарий выживания в дикой природе, где обучающиеся должны принимать решения о лучших способах найти пищу, воду и убежище, а также о том, как бороться с потенциальными опасностями, такими как автономное выживание в дикой природе и при других чрезвычайных ситуациях. Играя в эту игру, обучающиеся могут глубже понять важность подготовки к безопасному поведению в реальных жизненных ситуациях.
Онлайн-курсы и системы управления обучением (LMS) также становятся все более популярными в изучении безопасности жизнедеятельности. Эти платформы предоставляют учащимся множество информации и ресурсов, включая видео, интерактивную анимацию и викторины. Например, онлайн-курс может включать видео, демонстрирующее правильную технику выполнения сердечно-легочной реанимации, за которым следует тест, проверяющий понимание учащимися материала. Этот тип онлайн-обучения предоставляет обучающимся гибкий и удобный способ узнать о безопасности жизнедеятельности, позволяя им учиться в своем собственном темпе и по собственному расписанию.
Наконец, носимые технологии становятся важным инструментом в изучении безопасности жизнедеятельности. Например, носимые устройства, оснащенные датчиками и другими технологиями, могут отслеживать частоту сердечных сокращений и уровень физической активности обучающегося во время физических занятий, таких как занятия спортом или прогулка на свежем воздухе. Затем эту информацию можно использовать, чтобы помочь обучающимся понять влияние физической активности на их тело, а также помочь тренерам и инструкторам оптимизировать тренировочные программы для максимальной безопасности и производительности.
Также во внеурочной деятельности может пригодиться такое приложение как R4QUEST. Это образовательное приложение на основе дополненной реальности позволяет обучающимся получить уникальный опыт обучения. Сочетая азарт приключений и поиска сокровищ с образовательным контентом, приложение является отличным инструментом для учителей во внеклассных мероприятиях.
Для участия в квесте требуется только смартфон, что делает его доступным для многих обучающихся. Квест включает в себя следование по маршруту, заданному учителем, решение головоломок и выполнение заданий по пути. Эти задания имеют пиратскую тематику и требуют критического мышления и навыков решения проблем. Чтобы достичь конечной цели по сбору трех артефактов, игроки должны правильно отвечать на вопросы и решать головоломки.
Одна из уникальных особенностей R4QUEST заключается в том, что он позволяет давать несколько ответов, а это означает, что игроки могут учиться на своих ошибках. Если ответ неверный, игроки попадают в дополнительное место, где они могут вернуться к исходному выбору и дать правильный ответ, это делает квест увлекательным и интерактивным опытом обучения.
Приложение R4QUEST — отличный способ внедрить технологию дополненной реальности в образовательный процесс. Благодаря сочетанию приключений и обучения, это приятный и эффективный способ научиться и улучшить навыки критического мышления и решения проблем.
Интеграция интерактивных технологий в сферу образования в последние годы стремительно растет. Это связано с многочисленными преимуществами, которые эти технологии могут предложить с точки зрения создания интерактивного и увлекательного учебного процесса для обучающихся. Одним из современных сервисов, ставшим универсальным инструментом для создания различных дидактических материалов, является интерактивный конструктор заданий Learning Apps, который можно использовать также и во внеурочной деятельности.
Служба Learning Apps предназначена для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей или упражнений. Как преподаватели, так и обучающиеся могут использовать сервис для создания интерактивных модулей на основе готовых шаблонов или модификации существующих. Сервис также предназначен для сбора интерактивных блоков и их размещения в открытом доступе. Это способствует развитию сотрудничества и обмена информацией между преподавателями и обучающимися.
Использование интерактивных заданий в процессе обучения — очень специфический сервис, цель которого — помочь обучающимся проверить и закрепить свои знания в игровой форме. Этот подход к обучению основан на идее о том, что обучающиеся с большей вероятностью запомнят информацию, когда они активно участвуют в учебном процессе. Такой подход также согласуется с концепцией SMART-образования.
Рассмотрим некоторые виды упражнений данного сервиса:
Викторины (возможности не ограничиваются простыми ответами на вопросы, а также предоставляется возможность вставки изображений, аудио- и видеоматериалов);
Кто хочет стать миллионером? (упражнение, созданное на основе популярного телешоу, уровень сложности заданий в этом упражнении возрастает с каждым новым заданием);
Кроссворд;
Найти на карте (шаблон позволяет использовать Карты Google (maps.google), введя название центра карты, выбрав тип карты и масштаб (увеличение). Упражнение состоит в том, чтобы расставить на карте маркеры, соответствующие определённым объектам (к примеру, сейсмически опасные районы РФ);
Расставить по порядку (например, это может быть алгоритм действий при ЧС).
Отметим, что интерактивный конструктор задач Learning Apps является ценным инструментом как для преподавателей, так и для обучающихся. Он предоставляет платформу для создания увлекательных интерактивных процессов обучения, которые могут помочь обучающимся лучше понимать и запоминать изучаемую информацию. Использование интерактивных технологий в образовании необходимо для развития всесторонней системы образования, и такие сервисы, как приложения и сайты для обучения, играют важную роль в достижении этой цели.
Также в организации внеурочной деятельности по ОБЖ можно использовать платформу «Учи.ру». С помощью предоставленных на данной платформе материалов мы можем провести интересное занятие в игровой форме, которое дополнит и углубит знания по основным предметам.
Например, в данном сервисе представлен уже готовый сценарий классного часа на тему «Будь здоров». «Классный час проводится в рамках национального проекта «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ». Цель классного часа — познакомить обучающихся 1–9 классов с основами активного и здорового образа жизни. Мы поговорим о правильном питании, физической активности, профилактике и отказе от вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя», — говорится в описании классного часа на сайте «Учи.ру». Перед началом классного часа нам предлагают выбрать форму проведения:
В классе с учителем, на проекторе или интерактивной доске.
В классе с учителем, где у каждого обучающегося есть свой компьютер или планшет.
Удалённый урок, который обучающиеся пройдут самостоятельно.
Учитель может задать его на дом.
Затем нам предоставляется подробный ход урока, в котором присутствуют следующие элементы: вступление в тему классного часа в формате беседы с обучающимися, далее предоставляются к просмотру два интересных видеоролика и викторина о здоровом питании, составленная на основе данных видеороликов (викторина проходит в различных форматах на основе выбранной формы проведения), различные интерактивные задачи, а затем подведение итогов урока (в данный этап входит и подсчитывание баллов в случае очной работы в командах), а в конце представлен готовый чек-лист для школьников «Полезные привычки».
На платформе «Учи.ру» в разделе «Внеурочная деятельность» предоставлено множество готовых мероприятий для всестороннего развития школьников, а также, хотелось бы отметить, что большая часть данных мероприятий пересекается с предметом «Основы безопасности жизнедеятельности», что позволяет использовать данный материал для проведения внеурочной деятельности по ОБЖ с использованием интерактивных технологий, предлагаемых на данной платформе.
В заключение можно привести множество примеров внедрения интерактивных технологий в изучении безопасности жизнедеятельности во внеурочной деятельности. Эти инструменты, от моделирования виртуальной реальности до игровых технологий, онлайн-курсов и носимых устройств, предоставляют обучающимся увлекательные и запоминающиеся впечатления, которые углубляют их понимание концепций и методов безопасности. Внедряя эти технологии в свою учебу, обучающиеся могут развивать знания и навыки, необходимые для обеспечения безопасности в различных реальных жизненных ситуациях.