Технологическая карта урока
Предмет | Геометрия |
Тема урока | «Уравнение окружности. Решение задач» |
Класс | 9 |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления знаний) |
Вид урока | Комбинированный |
Цель деятельности учителя | Создать условия для закрепления знаний учащихся в ходе решения задач и их практического применения, развития логического мышления, формирования исследовательских умений и навыков,личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД |
Дидактические цели урока | Образовательные: повторить понятия «касательная к окружности», «вписанный прямой угол», «хорда», совершенствовать умения и навыки применять знания об окружности при решении задач, отработать навыки построения, чтения геометрических чертежей Развивающие: развивать творческую инициативу, умение применять приемы анализа, сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развивать устную речь, развивать элементы геометрического мышления, воспитать интерес к оперированию геометрическими понятиями Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, содействовать формированию внимания, самостоятельности и аккуратности в действиях и выкладках, воспитанию активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. |
Планируемые результаты | |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Владеют базовым понятийным аппаратом, умеют применять метод координат | Познавательные:умеют устанавливать причинно-следственные связи, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, делать умозаключение, формулировать выводы, умеют использовать математические средства наглядности для иллюстрации, аргументации, видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации Регулятивные:самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют контролировать процесс и результат учебной деятельности Коммуникативные:умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свое мнение, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Личностные:проявляют познавательный интерес к изучению предмета, креативность мышления, инициативность, находчивость и активность при решении задач, осознают важность и необходимость знаний в жизни человека |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Приемы работы | Деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения задач), личностно-ориентированный подход |
Методы работы | Проблемно-сообщающий, метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока |
Образовательные ресурсы | Задания для групповой работы, индивидуальные раздаточные карточки, карточки для рефлексии, учебник «Геометрия. 7-9 классы» (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина) |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 этап. Организационный этап | Приветствие, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы открытости и доверительности, направление взаимодействия субъектов педагогического процесса в сторону сотрудничества и позитивного восприятия друг друга. | Включаются в деловой ритм урока. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: организация своей учебной деятельности. |
2 этап. Актуализация опорных знаний и способов действий | Обсуждение результатов математического диктанта. | Математический диктант с последующей проверкой: 1. Найдите координаты центра окружности, если АВ - диаметр, А(2; -4), В(-6; 8). 2. Вычислите радиус окружности с центром в начале координат, проходящей через точку (12; -5). 3. Как называется геометрическая фигура, состоящая из множества всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки? 4. Как называется хорда, проходящая через центр окружности? 5. Напишите уравнение окружности с центром в точке (-2; 2) и радиусом 13. Ответы: 1) (-2; 2); 2) 13; 3) окружность; 4) диаметр; 5) (х + 2)2 + (у - 2)2 = 169 | Л: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. К: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. |
3 этап. Решение задач | 1. Найдите координаты центра окружности, если АВ - диаметр, где А (2;3), В(6;3) 2.Вычислите радиус окружности 3.Напишите уравнение окружности, построить окружность 4.Найдите точки пересечения окружности с осями координат 5.Укажите, не пользуясь чертежом, какие из точек М(1;7); Р(5;2) и А(2;3) лежат: а) вне круга, ограниченного данной окружностью; б) на окружности; в) внутри круга, ограниченного данной окружностью. Проверьте по чертежу. | На каждый пункт выходят разные ученики к доске по очереди, остальные пишут в тетради. 1.а= =4;в= =3; С(4;3)–центр окружности 2.R=АС= =2 3. (х-4)2+(у-3)2=4 4. 1 способ: по чертежу а) с осью ОХ не имеет точек пересечения б) с осью ОУ не имеет точек пересечения 2 способ: (х-4)2+(у-3)2=4 а) х=0;(0-4)2+(у-3)2=4;16+(у-3)2=4;(у-3)2 -12; нет точек пересечения с осью ОУ б) у=0; (х-4)2+(0-3)2=4; (х-4)2+9=4 ( х-4)2 -5; нет точек пересечения с осью ОХ
5.МС= =5 РС=== АС===2 Учащиеся делают вывод: R=2, значит, R, то точка лежит | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Л: самоопределение. |
4 этап. Практическая работа. «Мозговой штурм» | - какие обратные задачи научились выполнять на уроке? -историческая справка (вызвать ученика, которому заранее было дано сообщение) -как найти центр окружности, если окружность не задана уравнением, и нет ее изображения на координатной плоскости? Учитель разбивает класс на 3 группы: Задание для группы №1(теоретики): какие теоретические утверждения помогут для решения этой проблемы? (Можно пользоваться справочными материалами.) Задание для группы №2 (искатели): как с помощью чертежных инструментов найти центр окружности? Задание для группы №3 (практики): как найти центр окружности без инструментов? | научились сообщение ученика: В Древней Греции круги, окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса. В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота». Ещё до колеса люди использовали круглые брёвна – катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид, рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид. Группа№1 Утверждения, приведенные теоретиками: 1)построить прямой угол: прямой угол опирается на диаметр; 2) построить два перпендикулярных прямых: диаметр, проведенный в точку касания, перпендикулярен касательной; 3) построить два перпендикулярных прямых: хорда, перпендикулярная другой хорде и проходящая через ее середину, есть диаметр; 4) построить угол с биссектрисой: диаметр окружности лежит на биссектрисе угла, описанного около этой окружности. Группа№2 (строят окружности в тетради, находят центр окружности с помощью чертежных инструментов) Группа№3 (для них вырезаны круги из бумаги, его центр нужно найти без использования инструментов) В результате получим линию МN. СD ∩ МN=О. Точка О — центр круга Рис. 3
Рис. 6 | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Л: самоопределение. |
5 этап. Итоги урока. Рефлексия | Учитель даёт комментарии к домашнему заданию, организует подведение итогов. -Удалось ли нам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. Раздаются карточки рефлексии «Чемодан, мясорубка, корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. | Записывают домашнее задание: а) № 963, №969, б) составить синквейн по сегодняшней теме урока. Учащиеся оценивают результаты своей деятельности, как они усвоили учебный материал, что понравилось на уроке, какая информация, формы работы вызвали положительные эмоции или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. Также указывают на то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным, или информацию, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения. | Л: самоопределение. Р: управление своей деятельностью. К: аргументация своего мнения. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |