муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Первомайского района города Ростова-на-Дону
«Центр развития творчества детей и юношества»
«Учимся - играя. Игровые технологии в классе фортепиано как инструмент повышения эффективности учебного процесса»
Педагог дополнительного образования
Софьянопуло И.В.
Содержание:
Игровые технологии в классе фортепиано как инструмент повышения эффективности учебного процесса.
Игровые примеры-упражнения для освоения пианистических навыков • Развитие ритма
Знакомство с нотной грамотой
Физкультминутки и паузы. Пальчиковые игры.
Игра под фонограмму.
Игровые способы работы над произведениями
Компьютерные технологии на уроках фортепиано и в домашней работе.
Заключение
Список литературы
Аннотация
Методическая разработка «Учимся - играя. Игровые технологии в классе фортепиано как инструмент повышения эффективности учебного процесса» предназначена для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, а также центров дополнительного образования детей.
Основная цель разработки – обобщить и проанализировать практический опыт в работе с начинающими пианистами, предложить интересные методы на разных этапах работы, позволяющие заинтересовать и привлечь к занятиям на инструменте большее количество детей, а вследствие этого также повысить эффективность занятий.
ИГРАЯ С ИНСТРУМЕНТОМ – УЧИСЬ НА НЁМ ИГРАТЬ!
Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы остается актуальной уже в течение многих десятилетий, причем в последнее время эти вопросы стали обсуждаться особенно активно. В этот период музыкальная педагогика пришла к выводу, что сложившиеся в середине ХХ века традиционные, направленные в основном на исполнительское обучение методы занятий в классе фортепиано не могут быть использованы для всех детей, пришедших в музыкальную школу. Сегодня в класс фортепиано приходят дети самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из ребят не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Основная тенденция музыкальной педагогики современного времени "Музыкальное воспитание - всем детям!" (Боренбойм).
Ребенок приходит в музыкальную школу, и педагогу приходится обучать его независимо от уровня музыкальных способностей. Как правило, почти каждый ребенок при поступлении в музыкальную школу имеет достаточно ясную мотивацию для учебы. Ему нравится музыка, и он хочет научиться играть. В процессе обучения он должен получить средства для реализации цели - освоить необходимые навыки и знания. Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
Но чаще всего для большинства детей учеба оказывается достаточно трудным и не очень приятным занятием, поэтому интерес к музыке постепенно исчезает. Появляется негативная тенденция, при которой ученик учится, но не развивается. Обычно разочарование в своих способностях возникает у ребенка к 4 классу, когда по статистике происходит значительный отсев из музыкальных школ.
В связи с этим остро встали вопросы по изменению методов музыкального обучения. Как подкрепить и усилить интерес к музыкальной деятельности в процессе занятий?
Этот вопрос решает система методов, направленных на активизацию познавательной деятельности ученика при освоении всего комплекса знаний, умений и навыков. Система, которая сочетает в себе симбиоз традиционных базовых методик обучения игре на фортепиано с современными методами обучения.
Поэтому работа в условиях новой действительности заставляет постоянно думать и совершенствоваться, находить новые методы работы. Ведь основной целью преподавателей является необходимость, во что бы то ни стало заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней.
Есть очень точное высказывание В.А. Сухомлинского «То, что ребенок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным».
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения и являются эффективным способом самореализации и самовыражения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность обучающегося.
Функции игровых технологий:
Обучающая - развитие обще-учебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и др.
Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии.
Самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.
Релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
Психотехническая – подготовка трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для концертного выступления.
Коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
Игровые технологии применяются преподавателями в работе с детьми различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, Игровые формы занятий очень полезны при работе с детьми. Они помогают, незаметно погрузить ребенка в мир звуков, пробудить в них эмоциональную отзывчивость и большой интерес к музыке, не отрывая от естественной для их возраста игровой фазы.
Когда 5-6-летнего ребенка приводят в музыкальную школу то чаще всего он, не умеет читать, писать; В это время у них хорошо развито нагляднообразное мышление, но слабо развиты произвольные процессы.
В этот период у ребенка главным видом деятельности является игра. Поэтому очень важно для более успешного обучения детей в своей работе применять игровые методы обучения. Этот период развития называется сензитивным, т.е. чувственным и является благоприятным для развития творческой личности ребенка.
Игра – понятие многогранное. Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.
Игра это очень яркая сфера самовыражения и самоопределения. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, понимать, что следует принять или отвергать в окружающем мире.
Ребенок по психологическим, индивидуально-личностным, возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Есть такое выражение: «Корень учения горек, зато плод его сладок». Но ни один ребёнок не захочет мучиться сейчас ради прекрасного, но далекого будущего. И мы обязаны позаботиться о том, чтобы учение было в как можно большей степени игрой для ребёнка. Игра помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие способности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса приобретают эмоционально-образное содержание. Важно так «выстроить игру, чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности их самостоятельно решал.
«Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нём» (Роберт Шуман)
Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если мы будем к этому стремиться, держать это в голове, искать и пробовать новинки, учиться у других авторов, то успех не заставит себя ждать.
Ведь если мы начнем заставлять маленького человечка уныло зубрить ноты, термины и прочие музыкальные премудрости – то очень скоро отобьем у него тягу к музыке.
А если он с интересом погрузиться в игру – то наверняка захочет вернуться к ней снова и снова, превзойти свои достижения и пройти все уровни.
Объединение интереса, желания, радостного настроения и энергии для преодоления сомнений позволяет ЛЕГКО добиться положительных результатов и ЗАКРЕПИТЬ их на уровне навыков.
Дальше я хотела бы подробнее остановиться на задачах, осуществляемых на моих уроках с помощью игровой деятельности.
Игровые примеры-упражнения для освоения пианистических навыков:
В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки, которыми пользуюсь я, помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за довольно короткий срок. Чтобы ребёнку было не скучно совершать однообразные движения, мы с детьми придумали стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что проговаривая какие-нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не акцентирует своё внимание на движениях рук. И поэтому рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её корректировать.
Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать речь, мелкую моторику, ритм и воображение. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка.
Начинать все упражнения лучше с 3-их пальцев, постепенно подключая остальные.
Упражнение «Капельки».
Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе.
Капельки капают, осень пришла.
Ходит в сапожках вся детвора.
Упражнение «Зайчики»
Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения.
Вы скачите пальчики,
Как лесные зайчики.
Играем по чёрным клавишам вверх и вниз. «Какие клавиши больше напоминают брёвнышки? – Конечно, чёрные.
Представляем что кругом лужи (белые клавиши) и задача ученика - перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду.
Я по брёвнышкам скачу,
Падать в лужу не хочу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Прыг на брёвнышко опять!
Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга.
Муравейка, муравей,
побежал домой скорей,
Дома дождик переждал –
И опять работать стал.
Одновременно двумя руками по терциям, поднимаемся и спускаемся. Важно синхронное приземление на клавиши.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Вот подружку увидала,
Вместе с нею поскакала.
Помогает охватить всю клавиатуру, научиться лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и строению мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные клавиши. Например, додиез и соль. С каждым разом задание усложняем.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда пустился вскач Красный, синий, голубой Не угнаться за тобой!
Меняем на одной клавише 2 и 1 пальцы. 2 – зайка высунулся, 1 – зайка спрятался. Маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка! Мы пойдём, его найдём. Ему песенку споём.
Упражнение «Смелый зайка». Подкладывание1-го пальца. Шагаем по белым клавишам со 2-го на 1-ый.
Зайка по полю скакал и морковку потерял.
Потихоньку он пошёл и опять её нашёл.
Игра «Там в лесу». Помогает на первых порах помочь ощутить legato и выработать этот приём на двух и трёх звуках.
С кем тебе хочется гулять в лесу?
С мамой.
Представь, что мама беспокоится, чтобы ты не потерялась, окликает тебя.
Левая рука – мама, правая – ребенок. Все слова обязательно пропевать.
Ва-ля!
А-у!
Где ты там?
Я в лесу!
Используемые интервалы могут быть разными. Каким именно пальцем шагать - сначала неважно. Можно поиграть с педалью или придумать что девочка ушла далеко, не слышит, и мама зовёт её три-четыре раза подряд, тревожится – и вот, наконец, издалека доносится ответ. Игра может длиться сколько душе угодно.
Игра «Эхо». Работа над разнообразием звука.
За инструментом двое (ученик и учитель, два ученика), педаль нажата. В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук – импровизируя в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет всё трижды в разных октавах – mp, p, pp. Можно добавить такое условие: и «слово», и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук
Когда упражнения будут выучены, их можно использовать каждый урок, отводя на это 5-7 минут времени.
Одновременно с упражнениями происходит разучивание имен белых клавиш, ориентируясь по чёрным «двойняшкам» и «тройняшкам», и песенок «с рук». Песенки можно придумать или взять понравившиеся из различных нотных сборников. Для систематизации материала можно все песенки записывать в нотную тетрадь, красочно оформляя картинками и рисунками, что бы с первых уроков создавать эмоциональный отклик в душе ребенка.
Чтение ребенком нотной записи очень не простое дело. И начинать его, по моему мнению, важно с ритмики, а не с звуковысотной линии, так как, не овладев навыком быстрого чтения определенных ритмических формул, ребенок будет разбирать только отдельные звуковысотные обозначения. Если прочитать словесный текст по слогам, то смысл не потеряется. Музыкальный же текст напротив обязан быть ритмически упорядочен. Существуют три наиболее известных способа воспитания ритмической грамотности. Это:
Счёт на 1 и 2 и 3 и…
Игра с просчитыванием пульсации мелких длительностей.
Слоговая система.
В предшествующих данной работе поисках я опиралась на счёт и пульсацию, и почти не пользовалась слоговой системой, считая её не вполне профессиональным подходом, приёмом, не дающим понимания математической сути ритма. В ходе многочисленных экспериментов я убедилась в том, что даже хорошее владение счётом и ясное понимание пульсации не приводит к эффективному и быстрому развитию чувства ритма на начальных этапах. Конечно, правильный счёт даёт верную основу для разбора произведений, однако он не обеспечивает в первые годы учёбы навыка беглого чтения всевозможных ритмических рисунков для детей в различной степени музыкально и интеллектуально одаренных. Впоследствии я поняла, что для полноценного обучения, необходимы все три способа работы над ритмом, но начинать нужно не со счёта и не с пульсации. И вот тогда я и обратилась к столь долго игнорируемой мною слоговой системе.
Создаем ритмические карточки и активно внедряем в ткань урока
Методы воспитания ритмического чувства на материале ритмических блоков получили в ХХ веке широкое распространение. Одним из первых создателей методики ритмического воспитания явился К. Орф. Идеи К. Орфа и его последователей оказались плодотворными. Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек обычно очень увлекает детей.
Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами. Ритмические карточки приготовить очень просто. На небольших кусочках плотной бумаги записывается необходимая для работы ритмическая информация. Ритмическое лото может иметь много вариантов, и определятся ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром.
Работа с ритмическими карточками может преследовать самые разнообразные цели в зависимости от конкретных учебных задач с каждым конкретным учеником. Вместе с тем, можно наметить некоторую типичную последовательность работы:
Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки
Затем осваиваются все варианты дробления длительностей. На этом этапе ученик должен получить как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. Можно рассматривать все ритмические схемы, проговаривать их на ритмические слоги, прохлопывать. На материале ритмических карточек можно воспитывать навыки охвата крупных ритмических построений. Ученик получает возможность составлять из карточек ритмические цепочки, проявляя свои творческие задатки
На карточках можно построить полезное упражнение, развивающее память и чувство формы. Ученик выкладывает из карточек ритмический рисунок мелодии, которую играет педагог. Получается ритмический диктант.
Следующий этап работы с карточками - узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика, хотя ещё и не связана с нотной записью.
В работе над ритмом хочу обратить ваше внимание на методику Екатерины Олёрской. Один из наиважнейших этапов работы – это работа с ритмом. Ею создана книга-практикум по виртуозному чтению ритма «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РИТМ»
«В книге изложен практический материал, служащий основой для оригинальной авторской методики изучения ритма.
Данная система дает поразительные результаты в освоении детьми и взрослыми ритмической грамоты и воспитании чувства ритма. Книга также является основой для приобретения навыка чтения нот, так как при относительно регулярных занятиях формирует автоматическое чтение ритма. Это умение позволяет учащимся не отвлекаться на ритмические трудности при чтении нот, дает возможность воспроизводить ритмический рисунок, не задумываясь, сходу». Данное пособие предназначено для учащихся всех возрастов.
• Объясняем название длительностей
Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения. Например, действующие лица могут быть такие: Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом. Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись. Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете. Восьмушки это шустрые принцы и принцессы, а шестнадцатые – их верные фрейлины и пажи в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевской семьи.
К изучению нотной грамоты можно подходить многими способами, но главное условие не испугать ребенка сложностью. Важно, чтобы он воспринял это как интересную игру, задачу. Я убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем «вызубривание» клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Дети не видят черных клавиш и при попытке найти любую белую клавишу, обычно начинается отсчет от ноты до. Чтобы этого не произошло, я использую различные игровые методы.
Начинаю изучение клавиатуры по группам нот, запоминание которых происходит благодаря картинкам. Такой метод дает возможность ребенку включить в работу все виды мышления: образное, логическое и действенное.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими героями и образами и поэтому является весьма эффективным. В домашних заданиях ставится задача в основном закрепить еще раз пройденный материал, причем весь дидактический материал я даю ребенку домой, что, весьма его радует и стимулирует к домашнему повторению материала.
Выучивание нот на нотном стане может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Здесь может пригодиться метод карточек. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания.
В пособии «Пианист-фантазер» заслуживает внимания метод ознакомления с теоретическими сведениями, которые даны в начале каждого раздела в виде символов. Эти символы легко перевести на крупные карточки и использовать как наглядные пособия при работе по освоению не только нот, но и других знаков нотного текста. По этим карточкам удобно, в частности, проверять качество усвоения материала.
Очень интересный материал для освоения нотной грамотности собран в сборнике «Путь к музыке», авторы Л.Борембойм, Н.Перунова. В этом сборнике изначально вводится двухлинеечная нотация. А знакомство с каждой новой ноткой – это не сухое заучивание, а постоянное обращение к звуковысотному слуху.
Большую пользу в освоении музыкальной грамоты может оказать «Музыкальное домино» или комплект «Веселые нотки». Эти увлекательные игры могут быть использованы как для обучения, так и для проверки качества усвоения знаний.
Тем, кто испытывает трудности в подборе наглядного материала можно порекомендовать обратиться к следующим ресурсам в интернете:
https://www.olesya-emelyanova.ru – «МУЗЫКАЛЬНОЕ ДОМИНО», доступное для бесплатного скачивания.
Домино состоит их карточек, на которых нарисованы знаки нотного текста (простые тональности, размеры, длительности нот и пауз, динамические оттенки). Участники игры по очереди выкладывают карточки, присоединяя свою карточку с любой стороны, если у него есть карточка, подходящая по значению.
http://mamadelki.ru – комплект «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ». Предлагается в платном формате.
В комплект входят: музыкальные плакаты, игры с прищепками, нотный стан - зебра, нотный стан-домик, нотки птички мамы и малыши, наклейки, логические задания, карточные игры, игры со шнуровками. Материал доступен в цветном и черно-белом формате.
Пример предлагаемого материала:
Это еще одна обязательная составная часть урока. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Это могут быть:
упражнение на развитие одного из пианистических навыков, разыгранное с ребенком в шуточной игровой форме.
Упражнения на раскрепощение плечевого пояса
Пальчиковая гимнастика
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении различных движений. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти
В связи с этим можно взять в работу любой пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры». Но мне нравиться игра, созданная О.Емельяновой. Он помогает в простой и увлекательной стихотворной форме провести комплекс упражнений, направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Участвуя в веселом приключении, ребенок подготовит руку к игре на инструменте.
Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом для последующей постановки руки.
Игровое поле состоит из упражнений-приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено кружочком, а окончание - стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет упражнение. Комплекс упражнений рассчитан на поочередную разработку пальцев рук и на приобретение умения действовать не всей рукой целиком, а каждым пальцем в отдельности. Все упражнения проиллюстрированы в правилах игры на примере указательного пальца. Освоив комплекс упражнений для всех пальцев правой руки, можно и нужно перейти к тренировке пальчиков левой руки.
Дети с удовольствием выполняют эти задания, не задумываясь о том, что они что-то изучают.
Обдумывая идею сделать более увлекательным начальный период обучения, мне пришла мысль предложить детям играть первые простенькие мелодии с фонограммами. Реализовать эту идею помогла программа педагога Екатерины Олерской. Ею сочинены фонограммы в симфоническом, камерном, эстрадном, народном, и в детском сказочном стилях. Играть с сопровождением действительно интереснее. Ребёнку очень хочется похвастаться достигнутым результат маме, папе, друзьям – и он включает фонограмму, с удовольствием музицируя дома.
Если малышу ещё трудно выучить сложные произведения к концерту, он может сыграть простую пьеску - но с фонограммой. В итоге получится очень красиво, и ребёнок услышит свою мелодию, как часть серьёзного музыкального произведения. Всё это имеет большую эмоциональную привлекательность.
Игра под фонограмму не только детям интересна детям, но и чрезвычайно полезна ещё по нескольким параметрам:
Ученику приходится играть без запинок, тем самым воспитывается исполнительская дисциплина. Чётко выучивается текст, развивается концентрация внимания.
У ребёнка воспитывается метро-ритмическая стабильность. Навык играть в едином темпе, трудно переоценить. Особенно в детском возрасте, когда ум ребёнка часто отвлекается и временное мышление нередко бывает довольно расплывчатым.
У начинающего музыканта формируется умение мыслить и играть в среднем и быстром темпе с первых шагов обучения. Фонограмма, как бы «подтягивает», ускоряет мыслительный процесс ученика, не дает ему расхлябаться, рассредоточиться. Таким образом, игра с фонограммами стимулирует технический рост и развитие быстроты реакций.
Ребёнок вынужден слушать ансамблевого партнера. Казалось бы – это естественно. Но на практике оказалось, что половина детей поначалу и не понимает, что нужно слушать фонограмму и играть с ней вместе. В таком случае педагог целенаправленно активизирует слух, вовлекая его в активный процесс. Этот простой навык имеет далеко идущую цель – воспитать СЛУШАЮЩЕГО музыканта. Помимо того, что учащийся учится слушать фонограмму, чтобы совпадать с ней, он незаметно для себя вовлекается в процесс слушания многотембровой фактуры – то один инструмент подскажет ему, где вступить, то другой продублирует фортепианную мелодию, то третий исполнит мелодию проигрыша.
На первых порах ученик не совсем понимает, что значит - играть эмоционально. Здесь его электронный ансамблевый партнер подсказывает ему характер исполнения, характер требуемого звука, темп, динамику и т. д.
Стоит, однако, отметить то, что не все пьесы нужно играть с фонограммой. Где-то нужно поработать и над задачами, требующими иного подхода – остановок, замедлений, тонкой нюансировки. Кроме того, с течением времени количество пьес, исполняемых с фонограммами, будет сокращаться, и учащийся всё больше будет обретать уверенности в себе, наслаждаясь полнозвучным сольным звучанием фортепиано. И его ушки, привыкшие СЛУШАТЬ, будут активно заимствованы в слушании того, как извлекать звук из инструмента, и какой в итоге получается звуковой результат, если конечно, педагог будет обращать на это внимание.
Игровые способы работы над произведениями.
В работе над пьесами также можно привлечь игру. Практически в каждом произведении обнаруживается какое-нибудь неудобное или трудное место, которое не хочет получаться. В таком случае нужно попытаться придумать такой способ, который позволит сделать трудное - лёгким, а неудобное удобным.
Вот некоторые нескучные способы работы над неудобными местами в произведениях.
«Поделим трудность на двоих» - Играем, меняясь на цезурах, стараясь «подхватить» вовремя. Сначала по 1 такту (по очереди) – такты, сначала чётные, затем нечётные проигрываются. Далее делим по 2 такта, меняемся. Таким образом все неудобные моменты заучиваются чище.
«Увеличительное стекло» – Рассматриваем трудность, например, серединку в этой пьесе, как бы через лупу. Следим за переплетением звуков, за движением мелодии, аппликатурой, вслушиваемся в звучание и в свои движения в медленном темпе.
«Дирижер» - временное укрупнение текста. Ребёнок-дирижёр, репетирует с отдельными участниками оркестра. Отрабатываем разные басы в левой руке, заменяя их словами: «шаг-шаг». Правую играем, левую комментируем голосом, вовремя соблюдая паузы.
Затем играем двумя, продолжая помогать себе словами. Далее – «про себя».
«Временное заполнение пауз» – Позволяет точнее выдержать ритм в мелодии. Заполняем паузы в конце фразы словами, например: «Тик-так».
«Замри-отомри» – Игра знакома каждому. Договариваемся: я играю, а ученик в любой момент говорит мне: «Замри!» Я должна мгновенно замереть без резких движений. Как только будет сказано: «Отомри!» - играю дальше. Потом меняемся ролями. Теперь моя задача – удачно выбрать момент остановки: момент его неудобного, неуклюжего, судорожного движения. Между «замри» и «отомри» несколько мгновений спокойной сосредоточенности, «нацеливания» на движение. Потом эти команды ученик даёт себе сам. Молча. Затем надобность в этом отпадает. Эта игра хорошо помогает при затруднениях в моменты, требующие мгновенной смены состояния: внезапное изменение фактуры, динамики, быстрый перелёт рук.
«Разучивание с конца»– сыграть последнее построение, затем начинать на шаг раньше.
Компьютерные технологии на уроках фортепиано и в домашней работе.
«Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками”. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010 год).
Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.
“…"никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети".
И наша задача сделать компьютер своим помощником. Сейчас предлагается очень много развивающих онлайн - игр для любой сферы жизни.
Наблюдения показали, что занятия с использованием музыкальнокомпьютерных технологий проходили с большим оживлением и неподдельным интересом со стороны детей.
Я бы хотела познакомить вас с компанией, которая разрабатывает такие обучающие программы для музыкального развития детей. На сайте http://virartech.ru/ представлены такие разработки от компании ВИРАРТЕК На данный момент они находятся в свободном доступе.
Они представлены в трех комплектах:
Профессор музыки 1
Профессор Музыки 2
Музыкальные аркады
Заключение.
Важной составной частью урока фортепиано является комбинация различных видов учебной деятельности, используемых преподавателем. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–5 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению обучающегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости.
Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала ребёнком. И вот именно внедрение игровых технологий позволит чередовать разные виды двигательной, слуховой и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые учащийся знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий.
Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать, и только создавать.
Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке.
Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!» (Почти всегда правда, так как даже нетронутая вещь «доходит», как пирог в духовке). «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятное, прозвучавшее.
Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть конструктивно. Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.
Можно придумать в классе конкурс – соревнование: за удачное исполнение на уроке или концерте произведение, за хорошую работу на уроке, за выученное трудное домашнее задание и т.д. награждать детей звездочками. Например, сделать своеобразную доску почета. А по итогу четверти разыграть поощрительные призы.
Необходимо приучить себя, прослушав плохо разобранную или недоученную пьесу в исполнении ученика, не надо уныло и обречённо, или раздражённо указывать ему сразу на его грехи: «Опять пальцы не те…А что за ритм?» Начнём с достоинств, поверим в хорошее будущее – и он пусть поверит. А уже потом о недостатках; причём, если их много, начать с одного. Выдавая целый список, мы поступаем нерационально.
Ребёнок просто не справится сразу с целой кучей замечаний, это только в сказке «одним махом семерых убиваем». Поэтому, стараюсь ставить однудве задачи, выполнил эти – ставлю следующие.
В заключении хочу сказать что важно, чтобы ученик развивался свободно, а для этого необходимо помнить, что у всех свой путь развития, и он может быть разным. Кто то все схватывает на лету, кто то продвигается маленькими шажками, и наша задача быть наставником.
Важно на каждом уроке погружаться в «творческое состояние», достигая большой педагогической цели: ВЛЮБИТЬ РЕБЕНКА В МУЗЫКУ!
А.С.Белкин «Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителей» - Просвещение, 1991.
Л.Гусейнова, Л.Волчек, Л. Борухзон «Азбука музыкальной фантазии».
«Мастера советской пианистической школы», Москва: 1961.
Б.И.Милич «Воспитание ученика-пианиста», 1997.
Л.Боренбойм, Н.Перунова «Путь к музыке»
Е.Олерская «Авторская программа Ручные пьесы», «Его Величество Ритм», Улан-Удэ, 2017
В.И. Петрушин «Музыкальная психология» - Москва 1994.
И.Э.Сафарова «Игры для организации пианистических движений», Екатеринбург, 1994.
С.Соловейчик «Резервы детского «Я», Москва: 1983.
В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа», Москва «Просвещение», 1969.
Г.Хохрякова «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?»,1998.
А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков», Ленинград: Музыка 1994.
13.Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом “КлассикаXXI”, 2007