Виды и техники рисования
Зинченко Е.А.,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦРТДиЮ
Рисование для детей – один из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребенку легче передать свое состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать свое отношение ко всему, что его окружает. (13,230)
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. (9 ,3)
Рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.
По содержанию рисунков рисование можно разделить на: реалистичное, стилизованное, абстрактное. В реалистичном рисовании ребенок пытается отобразить объективную картину мира путем правдоподобного изображения ее объектов и явлений с присущими им качествами и признаками. Реалистичные рисунки наиболее узнаваемы и понятны окружающим, поскольку в них присутствует элемент натурализма.
В стилизованном рисовании ребенок создает обобщенный, лаконичный в плане цвета, формы и композиции образ, содержащий элемент декоративности. Стилизованное рисование в целом характерно для детей дошкольного возраста. В разные возрастные периоды дети на доступном для себя уровне пытаются создать некий собирательный образ, в котором они отражают свои знания, представления, ощущения и наблюдения. В связи с этим рисунки становятся больше декоративными, чем реалистичными, в них искажаются цвет, форма для того, чтобы придать выразительность образу, добиться целостности.
Абстрактное рисование позволяет на основе беспредметного искусства создавать различные цветовые, тоновые композиции, отражающие прежде всего внутреннее состояние ребенка, его отношение ко всему, что его интересует, волнует. Абстрактное рисование раньше всего появляется в изобразительной деятельности дошкольника, когда ребенок впервые берет изобразительный инструмент и получает первые каракули, которые хотя и беспредметны по своей форме, но содержательны по смыслу. Абстрактные изображения представляют собой мировосприятие ребенка, заключенное в определенную цветовую форму, раскрывающую его внутреннее состояние.
По характеру рисунков рисование делится на: предметное, сюжетное, декоративное. Предметное рисование – изображение отдельных предметов. Необходимо отобразить свойства и признаки конкретного предмета, а также его внутренний характер, придав ему выразительности.
Сюжетное рисование – придумывание и реализация сюжета на определенную тему на плоскости. Важно не только разместить ряд объектов и предметов, соотносимых с общей темой, но и придумать общий колорит, композицию работы. Сюжетное рисование наиболее показательно для детей старшего возраста.
Декоративное рисование – создание на плоскости орнамента, узора или декоративной композиции по мотивам различных видов прикладного искусства. Важно отметить, что деление на предметное, сюжетное и декоративное рисование очень условно, поскольку каждый из данных видов рисования может содержать в себе элементы другого.
По форме рисование делится на: рисование по представлению, по замыслу, с натуры. Рисование по представлению заключается в изображении предметов, объектов, явлений окружающей жизни на основе воспоминаний, представлений, прошлых впечатлений о них. Ни зрительный ряд, ни натуральная постановка детям не предоставляются.
Рисование по замыслу – создание выразительных образов, которые могут быть как реалистичными, так и фантазийными.
У рисования с натуры основная цель – формирование у детей умения наблюдать и переносить свое видение экспонируемого объекта.
Рисование также классифицируется по активности детей на: сотворчество с педагогом, самостоятельное рисование и коллективное творчество. Сотворчество с педагогом – совместное создание образа, активность ребенка зависит от его возраста и опыта.
Коллективное творчество – создание общего рисунка. Здесь важны такт, умение договориться, соотнести свое видение с замыслом других детей. (13,230-232)
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника.
Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя выработке ее особое внимание.
Замечательный русский художник-педагог П.П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабьте стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника.
Техника, по образному выражению П. П. Чистякова,— это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской и др.
Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов.
Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом ее не пришлось переучивать.
То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может. (9,4-5)
Техники рисования подразделяются на классические и неклассические. Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер.
Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь – техники для детей старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, они не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что их не так интенсивно применяют в работе с детьми раннего и младшего возраста, поскольку это сопряжено с физическими усилиями: штрихи, нанесенные любыми мелками, предполагают растирание пальчиками. У малышей очень нежная кожица на пальчиках и ладонях, и поэтому длительно работать с техниками, требующими такого рода изобразительных действий, им крайне сложно. В этом случае пастель, сангина и другие мелковые техники используются фрагментарно. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру. (13,233)
Тот факт, что классические техники доступны и понятны многим поколениям, дает право утверждать, что в работе с детьми дошкольного возраста они также могут использоваться. Все зависит от исходных условий: массовый детский сад, центр развития, семейный клуб, изостудия и т.д. А самым главным условием является уровень подготовки педагога. Если педагог в совершенстве владеет художественными техниками, то ему не составит труда правильно направить своего воспитанника при овладении техническими приемами.
Каждая классическая техника – это своего рода показатель хорошего вкуса. Владея ими, дошкольник не только приобретает опыт самовыражения, но и приобщается к «большому» искусству.
Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
Для дошкольной образовательной организации многие неклассические, или так называемые нетрадиционные техники, давно стали традиционными. Практически каждый воспитатель и педагог дополнительного образования использует при обучении детей монотипию, кляксографию, пальцеграфию и пр. Неклассические техники дают возможность детям и взрослым на разных этапах своего творческого развития создавать интересные по содержанию образы доступными, простыми средствами, избегая при этом примитива. Неклассические техники ни в коем случае не исключают овладение основами изобразительной грамоты, они являются неким проводником в искусство. С их помощью дети имеют возможность наглядно увидеть проявление многих композиционных закономерностей, узнать о способах смешения цветов. Так, например, акватипия демонстрирует особенности построения линии горизонта, монотипия раскрывает симметричность изображения, а рисование пластиковыми карточками знакомит с перспективным построением композиции.
В каждой неклассической технике содержится изобразительный потенциал, но его необходимо актуализировать, иначе техника становится не более чем просто эффектным средством. В этом случае внешняя эффектность, обусловленная спецификой самой техники и применяемых материалов, может ограничивать вариативность ее использования. Поэтому в использовании неклассических техник должна присутствовать соразмерность, чтобы они не стали самоцелью. Например, монотипию зачастую связывают с изображением бабочек, поэтому у детей постепенно начинает формироваться некий изобразительный стереотип, приводящий к тому, что дети данную технику соотносят только с одним изображением и кроме этого образа не видят ничего.
Любые выразительные возможности техники должны помочь дошкольнику раскрыть содержание задуманного образа доступными средствами. Важно показать ребенку, что техника хотя и имеет важное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом с ней.
Использование неклассических техник предполагает решение трех задач:
1.Расширение представлений у детей о художественной выразительности техник;
2.Формирование изобразительных умений и навыков;
3.Создание условий для формирования у детей творческой активности, способности к альтернативным решениям при создании образа.
Все эти задачи могут быть реализованы, если четко определить место и значение той или иной неклассической техники в каждой конкретной теме. Для этого целесообразно условно разделить их на группы.
По способу применения мелков: рисование восковыми мелками и акварелью; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный; рисование свечкой (невидимые картинки); рисование по наждачной бумаге; рисование восковой стружкой.
По способу применения необычной основы для рисования: рисование по фольге стекой; рисование по стеклу пластилином; рисование по мятой бумаге; рисование по картону пластилином; рисование по ткани: холодный батик, горячий батик, узелковый батик, роспись ткани акриловыми красками, роспись ткани фломастерами; рисование по ватным дискам; рисование по бумажной салфетке; рисование по влажной салфетке; рисование по монтажной пене; рисование по фактурной основе.
По способу нанесения оттиска: монотипия; диатипия; акватипия; линотипия; эстамп; простая гравюра на картоне; штампотипия: печати (из овощей; из ластика; из полимеров: пластиковые крышки, уплотнитель для окон); матрицы (из картона, из полимеров); тампонирование: работа с трафаретами, работа с вкладышами.
По способу применения природных и синтетических материалов: посыпная: солью, манкой, сухой гуашью, чаем, песком; клеевая: контурная, фактурная; виражная: пленочная, бумажная, акриловая; мозаичная: из сыпучих материалов, из плитки, из бросового материала (пуговицы, бисер, бусинки), из искусственного камня, из ракушек, из ложементов.
По способу применения необычных инструментов и материалов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг; рисование пластиковыми карточками; рисование пластиковыми вилками; рисование помазком для бритья; рисование двумя кисточками одновременно; рисование двумя кисточками и двумя руками; рисование двумя кисточками одной рукой; рисование гелевой ручкой по влажной бумаге; рисование стержнем от фломастера; рисование губкой: с использованием трафарета, без трафарета; рисование ватным диском; рисование мятой бумагой; рисование влажной салфеткой; рисование шерстью (сухое валяние); рисование гофрированной (крепированной) бумагой (торцевание); рисование скрученной бумагой (плоскостной квиллинг). (14,167-169)
Монотипия. Сложить лист бумаги пополам, затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. Еще раз лист сложить, плотно прижимая обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешивания нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
Диатипия. На листок бумаги наносятся цветовые пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется для всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
Акватипия. На обработанный лист оргстекла наносится краска (преимущественно акварельная), замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу – оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. Можно использовать во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.
Кляксография. На листе бумаги поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока) , и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах, начиная с 2-3 лет. Игры с кляксами позволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, способствуют снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.
Линотипия (цветные ниточки). Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25-30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносят цветовые пятна, затем аккуратно расправляют. При закрашивании в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование двумя кисточками. Краску наносят на две кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем. Для всех возрастных групп начиная с 2-3 лет.
Рисование по фольге. На плотную фольгу с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий. Для всех возрастных групп начиная с 3 лет.
Граттаж (цветная восковка). Плотный лист бумаги покрывают толстым слоем воска, парафина или цветных восковых мелков. Сверху широкой кистью или губкой в несколько слоев наносят тушь. Для плотности закрашивания можно приготовить специальную смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня или мыла. Затем тщательно все перемешать и нанести на лист, покрытый воском. Для всех возрастных групп начиная с 3 лет.
Рисование восковыми мелками. На чистый, сухой лист бумаги наносится контурное изображение с помощью восковых мелков. Акварелью заполнить участки, образованные от линий, нанесенных мелками. В результате получается изображение, напоминающее технику холодного батика, где присутствует четкий контур, образованный рисунком восковых мелков, и нежные, прозрачные цветовые пятна, подчеркивающие содержание образа, характер контура. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла, предварительно обезжиренную. Необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно для рисования. Для всех возрастных групп начиная с 3 лет.
Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладошкой нежелательно, поскольку частое рисование ладошкой приводит к появлению сухости кожи. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Силуэтное рисование. Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Как правило, рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта, напоминающего предметы, объекты. Для возрастных групп начиная с 2-3 лет.
Невидимые картинки. Рисунки получаются после дорисовывания каракуль, появившихся в результате рисования с закрытыми глазами. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Набрызг. Получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом. Для возрастных групп начиная с 2-3 лет.
Печатки и штампы выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Матрицы, как печати и штампы, позволяют тиражировать определенный силуэт, но выполняют их из плотного картона. Сначала вырезают общий силуэт, отпечатывают его на листе бумаги. Затем вырезают поочередно детали образа, которые по замыслу имеют другой цвет, отличный от предыдущего силуэта. На детали наносится краска, после чего они отпечатываются в соответствующем месте на листе бумаги для завершения образа. Матриц вырезается столько, сколько цветов в планируемом рисунке. Для всех возрастных групп начиная с 4-5 лет.
Тампонирование. Изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона, или свободно используются тампон, губка в качестве изобразительного инструмента. То есть рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. С помощью данной техники можно достигнуть эффекта размытости контура. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Простая гравюра на картоне. На картон наклеивают отдельные детали целостного образа, причем некоторые детали – многослойно, чтобы получить неровную, неоднородную поверхность. Затем картон покрывают слоем гуаши или темперы. Пока не высохла краска, к картону плотно прикладывают чистый лист бумаги. Чтобы получился чистый оттиск, необходимо по листу прокатать скалку. Получается печатное изображение. Данная техника позволяет многократно использовать картонную заготовку для получения изображения. Для возрастных групп начиная с 2-3 лет.
Витраж. Изображение получается с помощью цветной пленки или раскрашенной кальки, которую клеят на силуэт, вырезанный из картона. Данная техника доступна детям только старшего дошкольного возраста. Для всех возрастных групп начиная с 5 лет.
Рисование мылом. На кусок мыла нанести краску. Круговыми движениями кисти сделать цветную пену, которой покрыть лист бумаги, предварительно смоченный водой. Высыхая на бумаге, пена создает определенную фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование солью. Выполнить фон на который насыпать соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т.п. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование манкой. Манкой, как и солью, посыпают подготовленный фон. Но в отличии от соли она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д. Для всех возрастных групп начиная с 2 лет.
Рисование зубной пастой. Зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом, как в технике диатипия. Зубную пасту наносят на небольшой листок бумаги, после чего его прикладывают к основе, затонированной темными оттенками (темно-синий, темно-коричневый, черный, темно-зеленый). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт поскольку их фактурность сама по себе интересна и выразительна. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование чаем с помощью чайных пакетиков, в которых содержится чай, различный по цвету: от зеленого до черного. Разный колорит позволяет экспериментировать с содержанием рисунка. Для получения изображения чайный пакетик опускают в теплую воду, а затем, прижимая его к листу бумаги, наносят различные по форме и направлению пятна. Образовавшиеся отпечатки можно дорисовать с помощью акварели и гелевых ручек до образа. Для всех возрастных групп начиная с 3-4 лет.
Рисование с помощью пищевой пленки используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он еще остается влажным, покрывается пищевой пленкой. При этом пленка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски. Как только высохнет лист, с него снимается пленка. Образовавшиеся от нее следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть частью образов. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.
Техника рисования тканью. Принцип выполнения этой техники тот же самый, что и с пленкой, но краску наносят как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом смачивают ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование восковой стружкой. Стружку раскладывают хаотично на листе бумаги, накрывают чистым листочком, который проглаживают теплым утюгом. В результате восковая стружка расплывается, образуя единое цветовое пятно, которое впоследствии можно дорисовать до образа. Для всех возрастных групп начиная с 4 лет.
Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники. (13,233-237)
Неклассические техники очень разнообразны по своим художественным и изобразительным возможностям. Но, несмотря на это, их очень многое объединяет. А именно – каждая из них раскрывает определенные законы и правила изобразительного искусства на доступном дошкольном уровне.
О значении художественных неклассических техник для детей говорили многие исследователи: Д.И.Воробьева, С.А.Золочевский, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.А.Лукашева, И.А.Лыкова, Г.В.Пастухова, Н.К.Чебукина. Прилавки книжных магазинов и страницы Интернета сегодня изобилуют пособиями, рекомендациями, раскрывающими особенности тех или иных техник, которые привлекают малыша, помогая ему создать яркий неповторимый образ. С одной стороны, в этом явлении нет ничего предосудительного, поскольку ребенок получает возможность выполнения красочной работы. Но, с другой стороны, простая манипуляция неклассическими техниками может привести к затормаживанию творческого развития ребенка. Это может произойти в том случае, если, как отмечалось выше, педагог будет использовать выразительные возможности неклассических техник ради эффекта, ими создаваемого. Каждый раз, когда встает задача обучения неклассической технике, нужно четко определить цель ее применения, т.е. нарисовать перспективы развития умения, которые сможет приобрести ребенок в результате овладения этой техникой. Только в том случае, когда дошкольник, осваивая технику, будет видеть разные способы применения одной техники, различные варианты ее комбинации с другими техниками, он сможет накопить определенный изобразительный опыт. И чем разнообразнее будет опыт у детей в дошкольном возрасте, тем богаче в содержательном плане будут их работы на последующих возрастных этапах.
Многие взрослые в изобразительной деятельности демонстрируют результаты, которые мало чем отличаются от изобразительных умений детей 7-8-летнего возраста. И если навыки устной и письменной речи по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства прекращается в возрасте 7 лет, если они не продолжали обучение в специальных образовательных учреждениях. Зачастую люди, не занимающиеся изобразительным искусством, создают работы, наполненные детскими стереотипами. При этом они могут быть успешными личностями в других сферах жизни. Обычно взрослые с определенной долей страха и неуверенности воспринимают предложение что-нибудь нарисовать. Одной из причин этого можно считать «специфическое» отношение общества к процессу обучения рисованию. В обществе существуют определенные приоритеты, ставящие умение читать и писать на более высокую ступень, чем умение рисовать. В таком понимании целей дошкольного образования присутствует некая ущербность, последствия которой мы видим у детей на более поздних этапах развития, когда ученики средней школы оказываются не способными оценить красоту окружающей обстановки, подобрать сочетаемые по цвету аксессуары к одежде и тем более «прочитать» произведения искусства, созданные в разные эпохи.
Тем не менее, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личностных качеств и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. В длительном и сложном процессе становления дошкольника нужно понимать, что для ребенка необходимы адекватные его возрастным и индивидуальным возможностям средства выразительности, которые позволяют ему почувствовать изобразительную свободу. Такую свободу дают отчасти художественные неклассические техники, раскрывающие суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями.
Применяя эти техники, важно помнить, что главное – помочь ребенку подобрать наиболее доступные средства для отображения всех своих представлений и впечатлений на листе бумаги. Не классические техники всего лишь создают условия для проявления дошкольником стремления экспериментировать с материалами, инструментами для преобразования имеющегося опыта и перевод его на другой качественный уровень. А это является одним из направлений в развитии детского изобразительного творчества. (14,169-171)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алиева, Т.И. Истоки [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Алиева, отв.ред. Л.Е.Курнишова. – Москва: Сфера, 2011. – 319 с.
Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству [Текст]: методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы/О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. – 62 с.
Беляускайте, Р. Рисуночные пробы как средство ребенка [Текст]/Р.Беляускайте//Детский психолог. – 1994. - №1. – С. 30-34.
Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]/Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – Москва: Просвещение, 1993. – 128 с.
Доронова, Т. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст]/Т. Доронова//Ребенок в детском саду. – 2005. - №1. – С. 28-30.
Егорова, Т. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей [Текст]/Т. Егорова//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - №8. – С. 80-83.
Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст]/Т.С. Комарова. – Москва: Мнемозина, 1995. - 157 с.
Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию[Текст]/Т.С. Комарова. – Москва: Просвещение, 1991. – 256 с.
Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст]: учебное пособие/Т.С. Комарова. – Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
Логинова, В.И. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логингова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт и др.; отв. ред. Т.И. Бабаева. – 3-е изд.,перераб. – Санкт-Петербург: Детсво-Пресс, 2005. – 243 с.
Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству [Текст]/ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 159 с.
От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 333 с.
Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие/С.В. Погодина. – Москва: Академия, 2013. – 350 с.
Погодина, С.В. Теория и технология развития детского художественного творчества [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования/С.В. Погодина. – Москва: Академия, 2014. – 384 с.
Полуянов, Ю.А. Дети рисуют [Текст]/Ю.А. Полуянов. – Москва: Педагогика, 1988. – 176 с.
«Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации», IV всероссийская научно-практическая конференция (2; 2011; Новокузнецк). Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: сборник научных материалов IV всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, 16-22 мая 2011г. В 3 ч./ред. кол.: Н.Е. Разенкова (отв. редакт.), Л.Д. Балакай. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2011. – 285 с.