Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. "Волшебный мир глиняной игрушки"

"Волшебный мир глиняной игрушки"

Занятие способствует расширению знания детей в области народных промыслов Спасского района Пензенской области, творческому наследию малой родины. Обучающиеся учатся создавать образ игрушки, соблюдая формы, пропорции, основные отличительные особенности абашевской игрушки;

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Волшебный мир глиняной игрушки».

Разработал педагог дополнительного

образования МБОУ ДО ДТ

Спасского района Пензенской области

Гузеватова Елена Александровна

Направленность занятия –художественная.

Актуальность: в социуме нарушена связь поколений, уходят в прошлое семейные традиции и ценности, у детей нет чувства принадлежности к своей малой родине и России. Если ребёнок с малых лет будет ценить семью и Родину, он вырастит патриотом, защитником Отечества, личностью, приносящей вклад в развитие своей страны.

Цель:расширять знания детей в области народных промыслов Спасского района Пензенской области, творческому наследию малой родины.

Задачи:

- учить создавать образ игрушки, соблюдая формы, пропорции, основные отличительные особенности абашевской игрушки;

- развивать художественный вкус, навыки творческой деятельности;

-воспитывать уважение и интерес к истории своего народа нашей Родины, национальной культуре;

Оборудование для учащихся:

-глина;

-доски для лепки;

-абашевская игрушка;

-стеки;

-баночки для воды;

-губки;

-технологические карты.

План занятия (45 мин):

Организационный момент: сообщение темы, цели и задач занятия; проверка готовности к уроку(3-5 мин.).

Основная часть: беседа с учащимися об истории возникновения игрушечного промысла в селе Абашево; демонстрация абашевских игрушек, плакатов; сообщение нового материала; показ презентации (10-15 мин.).

Лепка абашевской игрушки (15-20 мин.).

Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на нашем занятии мы окунёмся в волшебный мир глиняной игрушки.

-На ваших столах лежат все необходимые принадлежности для этого вида творчества.

(Презентация).

Основная часть.

Глиняная игрушка- один из старейший промыслов в России, который берёт начало ещё в 17 веке.

В нашем районе есть старинное русское село Абашево с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Его прославили мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду и игрушки –свистульки из глины.

От названия села и пошло название игрушки. В селе Абашево в достаточном количестве можно было добывать глину, поэтому оно славилось своими гончарными изделиями.

Но со временем заводская посуда вытеснила кустарные изделия и гончарный промысел стал постепенно угасать.

Тогда мастера выделили лепку игрушки- свистульки в самостоятельный промысел. Более 100 лет назад село Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. 

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Поскольку Абашевская керамика исторически была мужским промыслом, по ней очень сильно ударили события 1940-х годов: в Великую Отечественную войну большинство взрослых мужчин села ушли на фронт, и вернуться посчастливилось не всем. Тем же, кто пережил военное лихолетье, было не до искусства – нужно было восстанавливать пришедшее в упадок хозяйство. И этим промыслом занялись женщины.

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Особенности абашевской игрушки  - неожиданные сочетания ярких цветов. Мастера превращают зверей в сказочных необычных персонажей, которые нравятся детям и взрослым.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.

  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.

  • Коровка — символ плодородия.

  • Козлик — символ упорства в достижении цели.

  • Собачка — символ верности и дружбы.

  • Собачка со щенком — символ материнства.

  • Олень — символ единения с природой.

  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.

  • Птичка — символ творчества

  • Лев — символ власти.

Чаще всего используют оттенки красного, синего и зелёного цвета, символизирующие… 

Вопрос: что символизирует красный цвет?

Ответ: красный цвет – это символ огня, солнца;

Вопрос: … синий цвет?

Ответ: синий - символ воды, неба, космоса;  

Вопрос: … зеленый цвет?

Ответ: зелёный - символ природы, растительности.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с техникой лепки из целого куска глины.

Технологическая карта изготовления абашевской глиняной игрушки.

(Самостоятельная работа учащихся вместе с преподавателем пошагово).

1. Определить размер игрушки и взять необходимое количество глины.

2. Размять глину руками, выбрать из нее камушки.

3. Раскатать кусок глины в виде «морковки».

4. Вставить в середину заготовки палочку, для изготовления внутренней полости.

5.Согнуть заготовку примерно посередине под углом 90°. У основания угла вытянуть немного глину, чтобы получился «бугорок». Разделить большим пальцем правой руки «бугорок» на две равные части и вытянуть передние ножки.

6. Задние ножки и будущий свисток вытянуть из толстого конца заготовки.

7. Примерно посередине отрезка, между ножками и верхом, вытянуть мордочку. Из оставшегося конуса слепить рога, добавляя глину.

8. Готовую игрушку украсить. Взять маленькие кусочки глины, слегка размять, придать им форму конуса и прилепить на «нужные» места, а именно: лоб и шею зверушки. Можно сделать своеобразный «воротник» из «ляпушек» вокруг шеи оленя, нанести рисунок на рожки. Обычно на рожках делают насечки, прикладывая палочку с острым концом.

9. Проткнуть дырочки-глазки и носик.

10. В завершении, поставить авторский знак, игрушка готова.

Заключительная часть.

-Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

-Ребята, а как определить, что это абашевские игрушки?

-Ребята, игрушки получились у всех разные, интересные, потому что каждая работа выполнена с любовью и старанием.

- С какими трудностями вы столкнулись во время лепки игрушки?

- А с какой техникой лепки из глины вы сегодня познакомились?

- Как вы считаете, мы сумели достигнуть цели, которую ставили в начале урока?

- На следующем занятии вы раскрасите свои работы в стиле абашевской росписи, оживите их.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На уроке у учащихся формируется представление о культурных традициях русского народа: гостеприимстве, народных мудростях, таланте, обычаях. Воспитывается любви к русской национальной культуре, нематериальному культурному достоянию.
0 ₽
На занятии учащиеся знакомятся с круговой техникой плетения бисером, где формируется правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношении предметов. Проблемно- поисковая технология на занятии в процессе познавательной деятельности, настраивает детей на сотворчество,содружество.
0 ₽
На занятии обучающиеся пополняют знания о народном празднике– Масленица: знакомятся с традициями, укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов. В практической деятельности- учатся печь блины из дрожжевого теста.
0 ₽