Вред телесных зажимов для вокалистов на занятиях по сценической речи
Что такое телесные зажимы?
Телесные зажимы – это излишнее напряжение отдельных мышц или групп мышц, т.е те зажимы, которые остаются с человеком независимо от того, выполняют ли они в реальный момент времени какую-то работу или нет.
За работу мышц отвечает наша нервная система, поэтому все зажимы мы можем проследить, проконтролировать, а следовательно, и избавиться от них.
Зажимы бывают:
В руках и ногах.
В спине, плечах, шее и позвоночнике.
В лице.
В диафрагме и других мышцах, участвующих в дыхании.
В голосе.
Почему так вредны мышечные зажимы?
Любое излишнее физическое напряжение парализует нашу активную творческую природу.
Например, попробуйте передвинуть шкаф или рояль и признаваться кому-то в любви или умножать двузначные числа. Физическое напряжение тормозит нашу психологическую работу, мы не можем видеть, представлять то, о чем поем или говорим. Зачастую начинающие вокалисты даже дышать забывают, когда испытывают физическое напряжение.
Вокал, в силу ряда причин - это тяжелый физический труд, он требует большой выносливости организма. Но красивый голос – это еще не все и нужна еще внутренняя работа в процессе переживания того или иного явления, о котором мы поем или говорим.
А для этого нам нужны ресурсы и эмоциональные, и физические.
Ни одно правдивое существование артиста на сцене не проходит с физическим напряжением.
Любое, даже самое минимальное, напряжение создает неискренность и фальшь на сцене, потому что на сцене все видно. От света рампы не уйти и поэтому на сцене все должно быть еще более натурально, чем в жизни.
Лишают нас ресурса, сил.
Нам необходимы силы, ресурсы организма для того, чтобы справляться с нагрузками. Зажимы – этот ресурс расходуют непродуктивно, и мы быстрее устаем.Более того, зажимы, доведенные до максимума, могут вызывать судороги тела или срыва голоса.
Прямо влияют на качество нашего звука.
Только свободное тело и лицо дает качественный полноценный звук.
Лишают эмоциональной убедительности
Не дают нам полноценно донести художественную мысль до зрителя.
Степень зажима бывает разной: высокая степень может приводить к судорогам и срыву голоса, небольшая – к искажению качества звука и эмоциональной невыразительности.
Иногда на верхних нотах или в сложных драматических сценах артисты хмурят лоб или поднимают брови, хуже всего, когда вытягивают шею или строят гримасы.
Им кажется, что тем самым они помогают спеть или сказать тот или иной фрагмент, но на самом деле это всего лишь установка, связанная со страхом.
Стоит только выработать в себе иные, отличные от старых, ощущения, как сразу улучшится не только звук, но говорить, петь на сцене станет легче и получится направить свое творческое переживание не на технику, а на смысл, исполняемого произведения.