Выступление на педагогическом совете на тему: «Как получается письмо. Дисграфия у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Автор: Клявина Елена Николаевна, учитель-логопед.
Учреждение: ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа».
Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение. О различии этих двух форм речи написаны целые научные трактаты. Нам достаточно знать, что письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения.
Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
Все эти сложные перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10—11-м году жизни.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования — этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.
Физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие — звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). При неправильном звукопроизноше-нии он также может написать «СУБА» вместо «ШУБА».
Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза.
Рассмотрим подробнее эти слабые звенья в развитии речи.
1. Неправильное звукопроизношение
Фонетические нарушения могут вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит?
При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать *СУБА» вместо «ШУБА».
2. Фонематические нарушения, сложности звуко-буквенного анализа.
3.Лексико-грамматические нарушения.
Это в первую очередь нарушения слоговой структуры.
Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» — в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом напишет.
Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ»... Таких примеров можно привести очень много, и : их наверняка найдете в детских тетрадях:
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа и. мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок когда учились в начальной школе. Но это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончи, школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а в недостаточность сформированности отдельных мозговых структур. В совокупности
Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.
Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дис-графии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимс дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку
ОШИБКИ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.
Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; а-о; и-ш; З-Е
Ошибки, связанные с нарушением произношения.Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка(шапка).
Смешение фонем по акустико-ар-тикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистя-
щие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами.
Например:тубло(дупло),шуски(сушки),сыплята(цыплята).
Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, не-дописанные слова.
Часты при дисграфии ошибки застревания(персеверации):За зомом росла мамина. (За домом росла малина.), предвосхищения,упреждения (антиципации): Дод небом лолубым. (Под небом голубым.)
Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольитъ(солить),въезет(везет),Луба(Люба).
Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
Для примера: у ученика 6-го класса, у которого еще в начальной школе, в конце первого класса, проявилась смешанная форма дисграфии. Те же ошибки он допускал и при чтении. В силу различных обстоятельств, кроме обычных дополнительных занятий по русскому языку, никаких мер не предпринималось. Специальной помощи ребенок не получил.
В результате дисграфических ошибок стало меньше, но возросло во много раз количество орфографических ошибок. У ребенка развилась дизорфография. И пример ученика 2-го класса со смешанной формой дисграфии. Проблемы в письме начались с середины первого класса. В настоящее время ребенок получает специальную помощь.
ФОРМЫ ДИСГРАФИИ
Существует несколько классификаций дисграфии.
Определить форму нарушения необходимо, чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции. Для родителей, к кому в основном и обращена эта работа, вполнедостаточно познакомиться с тремя формами нарушений письменной речи. Если же за работу возьмется логопед, то ему наверняка знакомы и другие, более полные классификации.
Итак, выделяем три формы: оптическую, артикуляторно-акустическую, акустическую.
1. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений.
В чистом виде встречается редко, но ее элементы часто проявляются в других формах В чем выражается?
Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками;
наиболее часто смешиваются следующие буквы:
зеркальное изображение букв отдельных элементов.
При легкой и средней тяжести оптической дисграфии с помощью представленной в этом пособии коррекционной методики можно добиться успеха в течение месяца.
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Наряду со звукопроизношением страдает фонематическое восприятие.
Ребенок как говорит, так и пишет. В этом случае, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией с опорой на проговаривание нельзя. Одновременно необходимо развивать фонематическое восприятие.
Но не всегда искаженное звукопроизношение приводит к этой форме нарушения письма. Иногда за счет четкой слуховой дифференциации звуков, сформированых фонематических процессов проблем возникает.
3. Акустическая форма(и смешанная).
Это наиболее часто встречающаяся форма у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Каковы ее проявления и следствием чего они могут являться?
Пропуски букв и слогов; причины, кроме уже перечисленных, могут заключаться и в беглом чтении при поступлении вшколу — рука не успевает за проговариваанием (приехал — прехал);
недописывание слов; причина может Зкьггь та же (моро— мороз) — проговаривает быстрее, чем пишет;
перестановка букв или слогов (двое — Шее);до школы надо было проводить работу Ж»овладению сложной слоговой структурой;
повторение букв, слогов — застревание, персеверации (по даче — по доче);
предвосхищение, антиципации (дод тбором);
контаминация — в одном слове слоги разных слов(белток);
написание лишних букв — бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго поет звук;
неумение передавать мягкость на письме (съегодня, больит);
дефект оглушения (озвончения) — звонкие звуки частично или полностью заменяются на парные глухие и наоборот;
аграмматизмы — «Моя любимый друг Коля»; в этом случае надо смотреть, нет ли двуязычия; если есть проявления ОНР, то работать в этом направлении;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Еще один важный момент — где и чем писать?
Среди детей, страдающих нарушениями письма, очень много тех, у кого плохой почерк. Дети не видят границ строки, буквы у них корявые, с разным наклоном, они да многу раз обводят одну букву, прежде чем соединить ее с другой. Как правило, эти дети в школе были очень рано переведены на письмо в тетради с широкой линейкой. Надо сказать, что в последние годы наблюдается тенденция к быстрому отказу от тетрадей в косую линейку. Возможно, основная масса детей и легко переносит этот переход. Хотя нам известны случаи, когда учителя признавали, что слишком рано перевели детей на широкую линейку, чем и объясняли плохой почерк поголовно у всего класса.
Поэтому, если у ребенка начальной школы есть проблемы с почерком, стоит какое-то время поработать в тетради в косую линейку.
И, наконец, чем писать?
Начинаем с карандаша. Причем он должен быть не очень мягким (ТМ), стандартной длины (никаких коротких карандашей), граненым, без ластика. Если ребенок неправильно держит карандаш, целесообразно использовать наконечник-корректор.
Что говорит в пользу карандаша? Самое главное то, что написанное карандашом можно стереть. Не надо зачеркивать, портить тетрадь. Пусть ребенок привыкает к чистым страницам, без ремарок, без жуткого красного фона.
Карандашом легче отрабатывать каллиграфическое написание букв. Конечно, если ребенок уже в третьем классе и пишет не только некрасиво, а просто неправильно, по многу раз обводит буквы, нерационально использует соединения, исправлять такой почерк чрезвычайно трудно. Но улучшить его можно и нужно.
Работа по коррекции почерка представляется одной из самых сложных в коррек-ционной работе и требует индивидуального подхода, учитывая психологические особенности ребенка. Если в одном случае можно дать какие-то упражнения и ребенок будет усердно, без вреда для себя их выполнять, то в другом — длительное сидение за столом и «нудное выписывание» букв может вызвать только обратный эффект. И уже не столько на письме, но и в психологических реакциях ребенка.
Не секрет, что психологический климат, созданный вокруг ребенка в школе, имеет огромное значение для его успешного обучения. И здесь важны не только взаимоотношения со сверстниками, но и с учителем. Наладить тесный позитивный контакт с учителем — прямая обязанность родителей. Если вы уверены, что такой контакт у вас есть, определившись с проблемами ребенка, обязательно поговорите с учителем. Объясните ему суть основной проблемы и выработайте план совместных действий.
Какая помощь со стороны учителя желательна?
Создание для ребенка ситуации успеха.
Обязательно есть то, с чем ребенок может справиться, и, быть может, лучше других. Попросите учителя дать ему такие задания, похвалить его лишний раз (но только — за дело, фальшь дети чувствуют сразу и не прощают).
Желательно, чтобы учитель разрешил ученику на уроках во время письма тихо (шепотом) проговаривать, особенно первое время занятий по методике.
Очень хорошо, если какое-то время ребенок будет писать карандашом, особенно в классе. Ошибки ему отмечают на полях соответствующей строки, он сам находит это место, стирает и пишет правильно. Да, он знает, что ошибка все равно будет засчитана и повлияет на оценку. Но он хотя бы начнет постепенно привыкать к отсутствию красного фона в тетрадях.
•Специфические ошибки — это не вина ребенка, а его беда. Эти ошибки не должны влиять на оценку. Или, как делают некоторые учителя, считают все за одну. Но, к сожалению, чаще бывает так, что все эти ошибки учителя списывают на лень, и тетради пестрят «двойками» и «колами». Но ведь не придет же учителю физкультуры мысль поставить «двойку» ученику с переломом ноги. На время лечения его освободят от занятий. Здесь же нужно на время коррекционной работы освободить только от оценки этих ошибок.
То же самое с письмом. Написал свою «единицу письма» и отдыхает. Следующую порцию он будет писать, как первую. Вот увидите, ошибок будет меньше.
Да, это не позволит быстро «избавиться» от уроков и заняться своими делами. Но на время коррекционной работы главная цель — помочь ребенку справиться с проблемами.
Не заставляйте ребенка работы по русскому языку сначала выполнять в черновике, а затем переписывать в тетрадь. Абсолютно бесполезное занятие. Пусть в тетрадях не будет так чисто, как при многократном переписывании. Но проблему таким образом вы не решите. На время коррекционной работы закройте глаза на помарки, договоритесь с учителем. Замечайте любой, самый маленький успех. Вместе с ребенком сравните неудачное его письмо с более удачным, покажите ему улучшения, поддержите его. Главное, чтобы он поверил в себя.
Большую помощь окажут специальные упражнения, которые предлагаются психологами, психофизиологами.
Комплекс кинезиологической гимнастики (см. Список литературы).
Пальчиковые гимнастики.
Упражнение «Корректурная проба» (см. Психологическое обследование). Не менее 5 раз в неделю в течение 3 минут для 1—2-го класса и 5 минут для остальных в старой книге (желательно с неинтересным текстом и не мелким шрифтом) зачеркивать первое время одну заданную букву, а затем можно и две. Причем в подборе букв возможны многочисленные варианты, предлагаемые постепенно. Вначале берем согласные, не очень часто и не очень редко встречающиеся в текстах, — М, Л, Н... Затем даем другие согласные (но непроблемные для ребенка). Потом включаем в работу гласные в таком порядке — Э, У, О, И, Ы, А. Если к этому времени ребенок уже мало пропускает букв или почти не делает ошибок — можно давать по две буквы: одну зачеркиваем, другую обводим в кружочек. Здесь по необходимости можно давать и буквы-паронимы.
Как лучше построить занятие с ребенком?
Считается, что лучше всего заниматься в утренние или послеобеденные часы. В это время у детей наиболее высокий уровень концентрации внимания, работоспособности. Но, исходя из опыта, можно сказать, что есть дети, чьи индивидуальные особенности не укладываются в стандартные характеристики. Поэтому, если вы чувствуете, что в предложенное время ребенок работает плохо, попробуйте разные часы занятий и найдите самые оптимальные. Возможны и такие варианты, когда время занятия будет меняться в зависимости от состояния ребенка.
Все гимнастики (кинезиологические комплексы, пальчиковые гимнастики) лучше делать до занятия. Это может быть утреннее время, перед школой (несколько упражнений, помогающих «собраться», в течение 7—10 минут).
В первые минуты занятия можно проделать два-три упражнения: потянуть вверх и вниз уши, потереть щеки.
Занятие лучше разделить на несколько этапов, их продолжительность будет зависеть от особенностей ребенка.
Предлагаем такой вариант:
«разогревающие» упражнения;
устные упражнения (на развитие фонематического восприятия, на звукобук-венный анализ);
письменные упражнения или другие, наиболее трудные задания;
динамическая пауза: «покататься бревнышком», сделать несколько двигательных упражнений;
письменная работа;
словесные игры с мячом;
подведение итогов.