Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Выступление на педагогическом совете на тему: «Методы и приемы развития речи, навыков письма и чтения у детей с РАС»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Методы и приемы развития речи, навыков письма и чтения у детей с РАС»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Методы и приемы развития речи, навыков письма и чтения у детей с РАС». В докладе приводятся примеры типичных нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра и приемы их коррекции.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Выступление на педагогическом совете на тему: «Методы и приемы развития речи, навыков письма и чтения у детей с РАС»

Автор: Клявина Елена Николаевна, учитель-логопед.

Учреждение: ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа»

Одним из наиболее характерных проявлений расстройств аутистического спектра у детей является отклонение в речевом развитии.

Выраженные речевые нарушения наблюдаются у всех детей с аутизмом. Нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. 

Проявления речевых расстройств, при аутизме многообразны и отличаются степенью выраженности: от почти совсем утраченной речи (остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда - в состоянии аффекта - прорываются отдельные "слова - эхо", отражающие слышанную ребенком речь), до способности использовать в общении самостоятельную речь. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма. 

Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице. 

Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. 

У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи. 

Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы. 

Основные задачи этой работы представляются следующими:

  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

  • установление эмоционального контакта с ребенком;

  • активизация речевой деятельности;

  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

  • развитие речи в обучающей ситуации. 

У большинства детей с аутизмом нарушены общая и мелкая моторики. В логопедической работе необходимо использовать игры и упражнения на развитие общей моторики, т. к. двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность.

Например:

1. Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Наклонились, сели,
Потом встать сумели.
(соответствующие движения)

2. Мы — листики осенние,
(руки вверх, покачиваться влево-вправо)
На веточках сидели,
(присесть, взмахивая руками)
Дунул ветерок —
(резко встать, разведя руки)
И мы полетели
(взмахи руками)
И на землю сели.
(медленно присесть)

3. Тик – так, тик- так,
(по два наклона головы влево-вправо)
Я умею делать так:
(два наклона туловища влево и вправо)
Влево – тик, а вправо – так,
(те же движения)
Тик- так, тик- так.
(по два наклона головы влево и вправо).

У детей с аутизмом необходимо совершенствование ручной моторики, что способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции, подготовки детей к овладению письму.

С детьми проводим следующие виды деятельности:

  1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

  2. Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков.

  3. Складывание из палочек геометрических фигур, букв.

  4. Обведение контуров предметных изображений.

  5. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

  6. Расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, шнурование.

  7. Работа с мозаикой.

  8. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

У всех детей с РАС нарушено произношение одной или нескольких групп согласных звуков, поэтому на предварительном этапе коррекции звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений губ, языка. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание щёк.

При развитии речи у аутичного ребёнка следует уделять особое внимание просодической стороне речи. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох. Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия голоса.: после спокойного вдоха носом делаем плавный выдох через рот, постепенно увеличиваем длину выдоха и различные дыхательные упражнения («Подуй на ватку», «Поиграй на дудочке», мыльные пузыри и др.) для детей младшего школьного возраста. Затем вводятся голосовые упражнения: делаем спокойный вдохи медленный выдох через рот, сочетая выдох с произнесением звуков – гласные звуки, с-с-с, х-х-х, ш-ш-ш; звук протягиваем как можно дольше; постепенно переходим от тихого к громкому звучанию, сохраняя плавность выдоха; делаем глубокий вдох носом и постепенно на выдохе начинаем произносить слоговые цепочки сначала с глухими, а затем со звонкими звуками.

У детей с аутизмом страдает и лексико-грамматическая сторона речи. Словарный запас у таких детей количественно и качественно неполноценен, представлен обиходно-бытовой лексикой. В речи наблюдаются стойкие аграмматизмы. Поэтому в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи были включены следующие направления:

  • обогащение предметного и глагольного словаря;

  • формирование грамматического строя речи:

  • формирование структуры предложения;

  • упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования; (использование игровых приёмов, картинок и вопросов на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам, родам и т. д.)

У детей с аутизмом недостаточно сформирована устная связная речь, т.е. такие дети испытывают трудности с составлением рассказов по сюжетным и сериям сюжетных картинок, с пересказом прочитанного текста.

В работе по развитию связной речи используем следующие задания:

  • пересказ с опорой на серию сюжетных картинок(каждому предложению соответствует своя картинка);

  • пересказ по сюжетной картинке;

  • пересказ без опоры на картинку, по плану;

  • рассказ по серии сюжетных картинок;

  • рассказ по сюжетной картинке;

  • самостоятельный рассказ.

У большинства детей с аутизмом в школьном возрасте распространена фонематическая дислексия и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, который предполагает анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез. При устранении дислексии и дисграфии проводим работу по следующим направлениям:

  1. формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении;

  2. развитие слогового анализа (выделение гласного звука из слога, слова, определить количество слогов и т.п.)

  3. развитие фонематического анализа (выделение звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука из слова, определение количества, последовательности и места звука в слове).

Дети с РАС на уроках русского языка испытывают затруднения при:

  • Соединении букв при письме

  • Понимании терминов «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;

  • Различении предложений по интонации (восклицательные, вопросительные, невосклицательные)

  • Различении признаков текста и типов текста (повествование, описание)

  • Понимание терминов «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»

  • Подборе однокоренных слов

  • Фонематической характеристике гласных и согласных звуков

  • Составлении предложений на заданную тему.

Обучение чтению детей с РАС

Обучение чтению может представлять серьезную проблему для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), однако правильный педагогический подход может решить ее. Если учителя и родители в процессе обучения будут опираться на сильные стороны ребенка и учитывать его интересы, то овладеть этим важным учебным навыком будет значительно легче.

ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ

  1. Занимайтесь в спокойной, нейтральной обстановке. Комната должна быть освещена неярким светом. Любые внешние раздражители, например, постеры или картины на стенах лучше убрать. Работайте, сидя вместе на полу, и разговаривайте с ребенком негромко.

  2. Делайте частые перерывы, чтобы ребенок мог восстановить сенсорное равновесие Например, работайте десять минут, а затем сделайте пятиминутный перерыв для сенсорной стимуляции. Хотя столь частые перерывы в занятиях могут показаться нелогичными, но со временем вы сами убедитесь , что таким образом ребенок обучается гораздо эффективнее.

  3. Выберите для работы книги на интересующие ребенка темы . Например, если ему интересны погодные явления, пользуйтесь книгами о природных катаклизмах, типах облаков и так далее.

  4. Обучайтесь в движении. Движение может способствовать концентрации внимания. Многие аутичные дети лучше обучаются в движении. Почему бы и нет? Попробуйте заниматься, раскачиваясь на качелях. Еще один вариант – вращающийся стул. Движение может способствовать концентрации внимания.

  5. Вознаграждайте ребенка за его успехи

Стандартные учебники для чтения и образовательные программы могут прекрасно подходить обычным школьникам, но дети с РАС не могут обучаться традиционными методами. Согласно данным исследования, проведенного в Медицинском университете штата Пенсильвания, у большинства аутистов очень хорошо развито визуальное восприятие. Тем не менее, каждый ребенок индивидуален и некоторые особые ученики испытывают значительные трудности при визуальном обучении, так как лучше воспринимают информацию на слух или кинестетически – через ощущения. Очень важно с самого начала определить доминирующий способ познания, так как это позволит подобрать нужные материалы и построить занятия с вашим особым учеником таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия. Если вы не уверены в том, какой канал восприятия является у ребенка основным, попробуйте разный подход и альтернативные методики.

Если в случаях преимущественно моторной недостаточности (понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем). эффективнее использовать послоговой метод обучения чтению, то в случаях сенсорных расстройств (При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер.)лучшие результаты мы получаем, используя метод целых слов

(глобальное чтение).

Цели обучения:

1.Формирование учебного навыка.

2.Формирование взаимодействия педагога с ребенком.

3.Формирование понимания устной речи и расширение словаря.

4.Формирование понимания инструкций.

5.Поэтапное формирование навыка чтения.

На начальных этапах работы ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации. Педагог изучает сферу интересов ребенка и степень понимания ребенком обращенной речи. На этом этапе хорошо использовать лот. Задания размещаются на листе бумаги, где ребенок, действуя по инструкции, учится выполнять задания («Соедини одинаковые картинки» «Обведи только зверушек» и т.д.).

Работа с заданием на листе бумаги помогает организовать внимание ребенка, облегчает задачу по формированию взаимодействия педагога или родителей с ребенком. Важно, чтобы ребенок и педагог выполняли задания

вместе. Можно использовать в качестве рабочей тетради книжку

«Учимся понимать речь» Е.Климонтович (М. 2010)

Обучение чтению мы проводим в соответствии с методикой целых слов.

Формирование словаря для глобального чтения целиком зависит от выбора педагога. Сначала это могут быть просто короткие названия предметов, хорошо знакомых ребенку. Могут быть фотографии из семейного альбома. В этом случае хорошо, чтобы педагог давал свой комментарий к этим фотографиям. Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи.

Педагог (или мама дома) готовит для всех фотографий таблички с надписями: Я, МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЕСТРА, БРАТ.

Педагог раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями –справа (в начале занятий используется не больше трех -пяти снимков).

Педагог берет одну фотографию и кладет ее посередине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя: «Смотри, это наш папа (показывает на снимок). А здесь написано: ПАПА (показывает на табличку)», т.д.

Если ребенок не очень заинтересовался или не может сам выполнить задание, педагог может ему активно помогать, подкладывать карточки руками ребенка.

Для того чтобы ребенок привыкал к надписям и быстрее учился читать слова, можно подписать некоторые предметы домашнего обихода, например, сделать этикетки для продуктов, наклейки на игрушки и пр. Хорошо нарисовать маршрут прогулки, подписывая в нужных местах: «Аптека», «Продукты» и т.д. Можно завести альбом и постепенно вклеивать туда фотографии и картинки с подписями. Когда ребенок освоит достаточно большой словарь (50–60 слов), можно перейти к чтению букваря.

Некоторые дети с РАС достаточно легко и без длительного обучения осваивают навык чтения, но понимание прочитанного чаще всего отсутствует или неполноценно.(ПРИМЕРЫ) А собственные возможности по конструированию фразы крайне бедны.

Коррекционная работа в таких случаях строится с опорой на навык чтения, и одной из главных задач становится формирование устной речи с опорой на имеющийся навык чтения, формирование словаря, грамматического строя, представлений о последовательности событий на базе письменной речи. «Очевидно, что в ходе обучения чтению увеличивается речевая практика ребенка, умножаются фоновые знания, расширяется кругозор, происходит стимулирование умственного развития и повышение мотивации познавательной деятельности». Работу с детьми на этом этапе хорошо проводить с использованием сборника упражнений «Учимся говорить фразами» (Е. Климонтович. —М.: Теревинф, 2014).

При проведении индивидуальных занятий с ребенком с РАС по формированию навыков письма необходимо учитывать следующее:

  1. Необходимо подготовить четкую схему действий, зрительную опору, исключить отвлекающие предметы, повторять учебные действия каждый день.

  2. Каждое занятие необходимо делить условно на несколько этапов для смены видов деятельности, чередуя письмо с игровыми элементами.

  3. В качестве подкрепления необходимого поведения при обучении письму специалисты рекомендуют использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, похвалу и др. Важно, чтобы ребенок сразу получил награду после подкрепляемого поведения.

  4. В работе по формированию письма необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и дозировать нагрузку с опорой на внутренний ритм работоспособности ребенка. Так, не стоит обращаться с просьбой, когда он поглощен интересным для него действием. Сначала важно переключить внимание, а затем произнести инструкцию к заданию.

5.Следует помнить, что сначала важно научить ребенка рисованию отдельных элементов (каемочка из завитков), а затем объединить их в букву, слоги, отдельные слова.

Следовательно, педагоги, родители и другие члены семьи должны быть терпеливыми и последовательными в своих действиях, требованиях, поощрениях при обучении и воспитании такого ребенка.

.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Подбор действий к данному предмету «Птицы». Категория обучающихся - обучающиеся с легкой умственной отсталостью. Цель: Учить подбирать слова действия к названиям предметов. Задачи: Учить соотносить вопрос и слово, обозначающее действия предмета. Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих действие предмета. Закреплять умение самостоятельно подбирать действие предмета к названию предмета и ставить вопрос.
0 ₽
Конспект логопедического занятия во 2 классе. Тема: «Звук и буква Ш. «Волшебница- Зима». Цель: автоматизация звука «Ш» Задачи: Закреплять произношения звука «Ш» изолировано, в слогах, словах и в предложениях; Развивать артикуляционную и мелкую моторику; Продолжать развивать дыхание, удлинять выдох; Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным; Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных прилагательных; Закреплять умение строить предложения по образцу; Развивать мимику.
0 ₽
Конспект логопедического занятия в 4 классе. Тема: «Предлоги» Лексическая тема: Времена года. «Весна» Цели: • закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов; • закрепление практических навыков правильного употребления предлогов; составление предложений с предлогами по картинке • расширять представления о весне: признаки весны, весенние месяцы; • развивать просодическую сторону речи: ритм, тембр, силу голоса, интонационную выразительность; • совершенствовать навыки артикуляционного праксиса и ручной моторики; • развивать мышление, память, внимание. Категория обучающихся: дети с легкой умственной отсталостью.
0 ₽