Выступление на педагогическом совете на тему: «Методы и приемы развития речи, навыков письма и чтения у детей с РАС»
Автор: Клявина Елена Николаевна, учитель-логопед.
Учреждение: ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа»
Одним из наиболее характерных проявлений расстройств аутистического спектра у детей является отклонение в речевом развитии.
Выраженные речевые нарушения наблюдаются у всех детей с аутизмом. Нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.
Проявления речевых расстройств, при аутизме многообразны и отличаются степенью выраженности: от почти совсем утраченной речи (остаются вокализации без обращений, бормотание, иногда - в состоянии аффекта - прорываются отдельные "слова - эхо", отражающие слышанную ребенком речь), до способности использовать в общении самостоятельную речь. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.
Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице.
Характерной для всех вариантов речевого развития при аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.
У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.
Основные задачи этой работы представляются следующими:
дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;
установление эмоционального контакта с ребенком;
активизация речевой деятельности;
формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
развитие речи в обучающей ситуации.
У большинства детей с аутизмом нарушены общая и мелкая моторики. В логопедической работе необходимо использовать игры и упражнения на развитие общей моторики, т. к. двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают в детях умение вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность.
Например:
1. Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Наклонились, сели,
Потом встать сумели.
(соответствующие движения)
2. Мы — листики осенние,
(руки вверх, покачиваться влево-вправо)
На веточках сидели,
(присесть, взмахивая руками)
Дунул ветерок —
(резко встать, разведя руки)
И мы полетели
(взмахи руками)
И на землю сели.
(медленно присесть)
3. Тик – так, тик- так,
(по два наклона головы влево-вправо)
Я умею делать так:
(два наклона туловища влево и вправо)
Влево – тик, а вправо – так,
(те же движения)
Тик- так, тик- так.
(по два наклона головы влево и вправо).
У детей с аутизмом необходимо совершенствование ручной моторики, что способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции, подготовки детей к овладению письму.
С детьми проводим следующие виды деятельности:
Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков.
Складывание из палочек геометрических фигур, букв.
Обведение контуров предметных изображений.
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
Расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, шнурование.
Работа с мозаикой.
Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
У всех детей с РАС нарушено произношение одной или нескольких групп согласных звуков, поэтому на предварительном этапе коррекции звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений губ, языка. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.
Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание щёк.
При развитии речи у аутичного ребёнка следует уделять особое внимание просодической стороне речи. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох. Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия голоса.: после спокойного вдоха носом делаем плавный выдох через рот, постепенно увеличиваем длину выдоха и различные дыхательные упражнения («Подуй на ватку», «Поиграй на дудочке», мыльные пузыри и др.) для детей младшего школьного возраста. Затем вводятся голосовые упражнения: делаем спокойный вдохи медленный выдох через рот, сочетая выдох с произнесением звуков – гласные звуки, с-с-с, х-х-х, ш-ш-ш; звук протягиваем как можно дольше; постепенно переходим от тихого к громкому звучанию, сохраняя плавность выдоха; делаем глубокий вдох носом и постепенно на выдохе начинаем произносить слоговые цепочки сначала с глухими, а затем со звонкими звуками.
У детей с аутизмом страдает и лексико-грамматическая сторона речи. Словарный запас у таких детей количественно и качественно неполноценен, представлен обиходно-бытовой лексикой. В речи наблюдаются стойкие аграмматизмы. Поэтому в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи были включены следующие направления:
обогащение предметного и глагольного словаря;
формирование грамматического строя речи:
формирование структуры предложения;
упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования; (использование игровых приёмов, картинок и вопросов на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам, родам и т. д.)
У детей с аутизмом недостаточно сформирована устная связная речь, т.е. такие дети испытывают трудности с составлением рассказов по сюжетным и сериям сюжетных картинок, с пересказом прочитанного текста.
В работе по развитию связной речи используем следующие задания:
пересказ с опорой на серию сюжетных картинок(каждому предложению соответствует своя картинка);
пересказ по сюжетной картинке;
пересказ без опоры на картинку, по плану;
рассказ по серии сюжетных картинок;
рассказ по сюжетной картинке;
самостоятельный рассказ.
У большинства детей с аутизмом в школьном возрасте распространена фонематическая дислексия и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, который предполагает анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез. При устранении дислексии и дисграфии проводим работу по следующим направлениям:
формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении;
развитие слогового анализа (выделение гласного звука из слога, слова, определить количество слогов и т.п.)
развитие фонематического анализа (выделение звука на фоне слова, вычленение первого и последнего звука из слова, определение количества, последовательности и места звука в слове).
Дети с РАС на уроках русского языка испытывают затруднения при:
Соединении букв при письме
Понимании терминов «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
Различении предложений по интонации (восклицательные, вопросительные, невосклицательные)
Различении признаков текста и типов текста (повествование, описание)
Понимание терминов «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»
Подборе однокоренных слов
Фонематической характеристике гласных и согласных звуков
Составлении предложений на заданную тему.
Обучение чтению детей с РАС
Обучение чтению может представлять серьезную проблему для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), однако правильный педагогический подход может решить ее. Если учителя и родители в процессе обучения будут опираться на сильные стороны ребенка и учитывать его интересы, то овладеть этим важным учебным навыком будет значительно легче.
ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ
Занимайтесь в спокойной, нейтральной обстановке. Комната должна быть освещена неярким светом. Любые внешние раздражители, например, постеры или картины на стенах лучше убрать. Работайте, сидя вместе на полу, и разговаривайте с ребенком негромко.
Делайте частые перерывы, чтобы ребенок мог восстановить сенсорное равновесие Например, работайте десять минут, а затем сделайте пятиминутный перерыв для сенсорной стимуляции. Хотя столь частые перерывы в занятиях могут показаться нелогичными, но со временем вы сами убедитесь , что таким образом ребенок обучается гораздо эффективнее.
Выберите для работы книги на интересующие ребенка темы . Например, если ему интересны погодные явления, пользуйтесь книгами о природных катаклизмах, типах облаков и так далее.
Обучайтесь в движении. Движение может способствовать концентрации внимания. Многие аутичные дети лучше обучаются в движении. Почему бы и нет? Попробуйте заниматься, раскачиваясь на качелях. Еще один вариант – вращающийся стул. Движение может способствовать концентрации внимания.
Вознаграждайте ребенка за его успехи
Стандартные учебники для чтения и образовательные программы могут прекрасно подходить обычным школьникам, но дети с РАС не могут обучаться традиционными методами. Согласно данным исследования, проведенного в Медицинском университете штата Пенсильвания, у большинства аутистов очень хорошо развито визуальное восприятие. Тем не менее, каждый ребенок индивидуален и некоторые особые ученики испытывают значительные трудности при визуальном обучении, так как лучше воспринимают информацию на слух или кинестетически – через ощущения. Очень важно с самого начала определить доминирующий способ познания, так как это позволит подобрать нужные материалы и построить занятия с вашим особым учеником таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия. Если вы не уверены в том, какой канал восприятия является у ребенка основным, попробуйте разный подход и альтернативные методики.
Если в случаях преимущественно моторной недостаточности (понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем). эффективнее использовать послоговой метод обучения чтению, то в случаях сенсорных расстройств (При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер.)лучшие результаты мы получаем, используя метод целых слов
(глобальное чтение).
Цели обучения:
1.Формирование учебного навыка.
2.Формирование взаимодействия педагога с ребенком.
3.Формирование понимания устной речи и расширение словаря.
4.Формирование понимания инструкций.
5.Поэтапное формирование навыка чтения.
На начальных этапах работы ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации. Педагог изучает сферу интересов ребенка и степень понимания ребенком обращенной речи. На этом этапе хорошо использовать лот. Задания размещаются на листе бумаги, где ребенок, действуя по инструкции, учится выполнять задания («Соедини одинаковые картинки» «Обведи только зверушек» и т.д.).
Работа с заданием на листе бумаги помогает организовать внимание ребенка, облегчает задачу по формированию взаимодействия педагога или родителей с ребенком. Важно, чтобы ребенок и педагог выполняли задания
вместе. Можно использовать в качестве рабочей тетради книжку
«Учимся понимать речь» Е.Климонтович (М. 2010)
Обучение чтению мы проводим в соответствии с методикой целых слов.
Формирование словаря для глобального чтения целиком зависит от выбора педагога. Сначала это могут быть просто короткие названия предметов, хорошо знакомых ребенку. Могут быть фотографии из семейного альбома. В этом случае хорошо, чтобы педагог давал свой комментарий к этим фотографиям. Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи.
Педагог (или мама дома) готовит для всех фотографий таблички с надписями: Я, МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЕСТРА, БРАТ.
Педагог раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями –справа (в начале занятий используется не больше трех -пяти снимков).
Педагог берет одну фотографию и кладет ее посередине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя: «Смотри, это наш папа (показывает на снимок). А здесь написано: ПАПА (показывает на табличку)», т.д.
Если ребенок не очень заинтересовался или не может сам выполнить задание, педагог может ему активно помогать, подкладывать карточки руками ребенка.
Для того чтобы ребенок привыкал к надписям и быстрее учился читать слова, можно подписать некоторые предметы домашнего обихода, например, сделать этикетки для продуктов, наклейки на игрушки и пр. Хорошо нарисовать маршрут прогулки, подписывая в нужных местах: «Аптека», «Продукты» и т.д. Можно завести альбом и постепенно вклеивать туда фотографии и картинки с подписями. Когда ребенок освоит достаточно большой словарь (50–60 слов), можно перейти к чтению букваря.
Некоторые дети с РАС достаточно легко и без длительного обучения осваивают навык чтения, но понимание прочитанного чаще всего отсутствует или неполноценно.(ПРИМЕРЫ) А собственные возможности по конструированию фразы крайне бедны.
Коррекционная работа в таких случаях строится с опорой на навык чтения, и одной из главных задач становится формирование устной речи с опорой на имеющийся навык чтения, формирование словаря, грамматического строя, представлений о последовательности событий на базе письменной речи. «Очевидно, что в ходе обучения чтению увеличивается речевая практика ребенка, умножаются фоновые знания, расширяется кругозор, происходит стимулирование умственного развития и повышение мотивации познавательной деятельности». Работу с детьми на этом этапе хорошо проводить с использованием сборника упражнений «Учимся говорить фразами» (Е. Климонтович. —М.: Теревинф, 2014).
При проведении индивидуальных занятий с ребенком с РАС по формированию навыков письма необходимо учитывать следующее:
Необходимо подготовить четкую схему действий, зрительную опору, исключить отвлекающие предметы, повторять учебные действия каждый день.
Каждое занятие необходимо делить условно на несколько этапов для смены видов деятельности, чередуя письмо с игровыми элементами.
В качестве подкрепления необходимого поведения при обучении письму специалисты рекомендуют использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, похвалу и др. Важно, чтобы ребенок сразу получил награду после подкрепляемого поведения.
В работе по формированию письма необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и дозировать нагрузку с опорой на внутренний ритм работоспособности ребенка. Так, не стоит обращаться с просьбой, когда он поглощен интересным для него действием. Сначала важно переключить внимание, а затем произнести инструкцию к заданию.
5.Следует помнить, что сначала важно научить ребенка рисованию отдельных элементов (каемочка из завитков), а затем объединить их в букву, слоги, отдельные слова.
Следовательно, педагоги, родители и другие члены семьи должны быть терпеливыми и последовательными в своих действиях, требованиях, поощрениях при обучении и воспитании такого ребенка.
.