Взаимосвязь типичных трудностей в обучении
младших школьников и уровня развития их познавательных
процессов.
Проблема трудностей обучения в начальной школе одна из самых сложных. Зная конкретные психологические причины возникновения этих трудностей, опытный педагог может оказать помощь учащимся. Важно, чтобы помощь, была целенаправленной и систематической.
Рассмотрим взаимосвязь типичных трудностей в обучении младших школьников и уровня развития их познавательных процессов.
1.В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
- низкий уровень фонематического слуха;
- слабая концентрация на уроке;
- низкий уровень развития наглядно – действенного мышления (мелкая моторика руки);
- несформированность приема самоконтроля;
2. Неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- несформированность приемов учебной деятельности ( самоконтроля, умения действовать по правилу)
- низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
- слабое развитие фонематического слуха;
- низкий уровень развития наглядно – действенного мышления;
3.Испытывает трудности при чтении.
Причины:
- плохо развита артикуляция;
- низкий уровень восприятия;
- низкий уровень развития кратковременной памяти;
- низкий уровень переключения памяти;
- низкий уровень развития речи;
- низкий уровень развития наглядно – действенного мышления;
- низкий уровень развития общего интеллекта;
4. Невнимателен и рассеян.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень объема внимания;
- низкий уровень концентрации и переключения внимания;
- преобладающая мотивация учения – игровая(1 класс)
5. Испытывает трудности при решении математических задач.
Причины:
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- низкий уровень понимания логико – грамматических конструкций;
- несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
- низкий уровень развития образного мышления;
6. Испытывает трудности при пересказывании текста.
- несформированность умения планировать свои действия;
- слабое развитие логического запоминания;
- низкий уровень речевого развития;
- низкий уровень развития образного мышления;
- заниженная самооценка;
7. Неусидчив.
Причины:
- низкий уровень развития произвольности;
- индивидуальные особенности;
8. Трудно понимает объяснение с первого раза.
Причины:
- несформированность приемов учебной деятельности;
- слабая концентрация внимания;
- низкий уровень развития восприятия;
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень развития интеллекта;
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения).
Причины:
- низкий уровень развития памяти;
- низкий уровень развития общего интеллекта;
- слабая концентрация внимания;
- несформированность приемов учебной деятельности;
10. Плохо списывает с доски.
Причины:
- несформированность предпосылок учебной деятельности;
- низкий уровень развития произвольности;
- низкий уровень переключения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной памяти;