Лэпбук как особая форма организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: в статье авторы представили новое современное средство обучения в дошкольной педагогике –лэпбук.
Ключевые слова: лэпбук, активное познание, эксперименты, творческая деятельность, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, игровая технология, коммуникативная технология, развитие, воспитание, наглядность, ФГОС.
В современных условиях жизни от человека требуется не только обычное получение знаний, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с этим актуальным становится использование проектно— исследовательского метода, делающего детей не только активными участниками учебно-воспитательного процесса, но и обучающего находить новые способы решения проблем. Используя элементы проблемного обучения, мы развиваем у детей познавательные умения, самостоятельность мышления, раскрываем разнообразные способности ребёнка.
Рассматривая проблемы и находя для них решение, дети улавливают взаимосвязи между предметами и явлениями, а также черты, на основе которых и существует эта взаимосвязь. Нужно учить детей самостоятельно решать разнообразные вопросы, требующие актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами явления.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной 148 организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко - автор популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», она создает авторские интерактивные папки-лэпбуки; разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука. Лэпбук или тематическая папка - это самодельная интерактивная папка с дверками, окошками, кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Лэпбук помогает быстро и эффективно усваивать новую информацию и закреплять изученное в занимательно-игровой форме. Почему технология лэпбук актуальна в наше время, какова цель работы с ней?
Цель работы с лэпбуком: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности дошкольников. Задачи, решаемые с помощью технологии лэпбук: -повышение познавательного интереса, -развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод, -обогащение и активизация словаря, -формирование грамматически правильной речи, -развитие монологической речи, логического мышления.
Преимущества лэпбука: -яркое пособие, которое привлекает внимание детей, -пособие служит развитию познавательной активности, интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка, -лэпбук удобен в хранении разного рода заданий, -возможность использования в разных формах организации: в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, а также и в самостоятельной детской деятельности, -разнообразие игровых заданий, -интеграция разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой).
Игрушки, дидактические игры и пособия, все, что окружает ребенка, является источником его знаний, формирует его психику и помогает приобрести социальный опыт. Развитие ребенка и направление деятельности зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни в группе детского сада. Поэтому необходимо создавать условия в группе для полной реализации развития детей, их возможностей. В нашей старшей группе «Малышарики» мы, воспитатели, постоянно находимся в поиске новых форм организации образовательной деятельности и игрового пространства группы. Одним из решений данной задачи мы для себя выбрали лэпбук.
С целью расширения и углубления знаний дошкольников о воде, ее свойствах, состояниях, значимости в жизни человека и окружающей его среды мною, Лобазовой Т.В., был создан лэпбук «Круговорот воды в природе». Содержанием данного пособия является информация о воде, направленная на развитие у детей способности целенаправленно исследовать и наблюдать окружающий мир, анализировать и делать выводы, формировать представления о важности воды в мире.
Пособие лэпбук «Путешествие капельки» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
При этом лэпбук - это не просто книга или поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделает в ходе изучения данной темы. При работе с ним ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Данный лэпбук поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Современная инновационная технология лэпбук «Круговорот воды в природе» соответствует ФГОС ДО и апробирована с детьми старшей группы «Малышарики». Методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов, специалистам, руководителям кружков, родителям воспитанников.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.