Мини-музей как форма работы с родителями
Мини-музей «Любимые места нашей семьи в родном городе» стал итоговым мероприятием годового проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в нашей группе.
Актуальность: для достижения наилучшего результата в вопросах воспитания и целостного развития личности дошкольника необходимо плодотворное взаимодействие педагогов и родителей. Музейная педагогика помогает создать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Наличие музея в детском саду, где все представленные экспонаты сделаны руками педагогов, воспитанников и их родителей, помогает в решении проблем воспитания культурной личности ребёнка, а также закладывает его нравственные основы.
Целью работы музея по нравственно-патриотическому воспитанию является: становление бережного отношения к достояниям истории и культуре своего народа.
Задачи:
1. формировать представления об истории жилища, предметов быта, о развитии цивилизации, о составе семьи;
2. формировать бережное отношение к природе и всему живому;
3. формировать первоначальные представления об истории России, основных исторических событиях;
4. развивать интерес к русским традициям и промыслам;
5. воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
6. воспитывать чувства уважения к другим народам.
Тема нравственно-патриотического воспитания является очень важной в развитии детей. Оформляя группу, мы создали центр «Мой родной город» и обратили внимание на то, что дети проявляют интерес к книгам и иллюстрациям о СанктПетербурге.
С удовольствием собирают пазлы по этой теме. Мы решили создать мини-музей «Любимых мест моей семьи в родном городе».
Наше дошкольное учреждение посещают дети старшего дошкольного возраста. Поэтому данный проект послужил для нас одним из средств в коррекционноразвивающей работе для формирования лексического запаса, обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка, развития навыков связной речи.
Цели: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом; Приобщение к истории и культуре родного города; Расширение кругозора.
Задачи проекта: Расширить и углубить знания детей о городе Санкт-Петербурге, его истории, достопримечательностях; Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений; Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье. Всю работу по созданию мини-музеев мы разделили на несколько этапов.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея». 1.выбор темы мини-музея, 2.определение места размещения мини-музея, 3.планирование экспозиций совместно с родителями, 5.подбор экспонатов, 6.оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, 7.разработка форм работы с экспозициями мини-музея.
Второй этап — «Создание мини-музея» Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. При оформлении экспозиций мини-музея и к подбору экспонатов, мы работали в тесном взаимодействии с родителями и детьми. Мы встретили понимание целей и задач создания мини-музея, помощь и доверие со стороны родителей. В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. На этом этапе нами были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, продуктивная деятельность, музыкально-тематические вечера. Педагоги и логопед группы сделали подборку стихов, загадок и другого речевого материала по теме мини-музея. Следующий этап - «Представление мини-музея», на котором дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях хотят рассказать. Следующий этап - «Функционирование мини-музея».
В нашем мини-музее трогать руками экспонаты не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами.
Основы патриотического воспитания дошкольников начинается с любви к своей малой родине. Любовь к большому надо прививать с малого: а именно к семье, к самым родным людям — к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к дому, в котором он родился, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.