Вопросы: когда, а главное, как научить ребенка читать, встают перед молодыми родителями задолго до школы. Задачка непростая: нужны терпение, последовательность, также знание проверенных и работающих методов, по которым обучают детей в домашних условиях. В этой статье вы найдете ответы на распространенные вопросы о детском чтении, методиках, также большое количество игровых задач и упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ:
- ВОЗРАСТ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ?
- УЖЕ ГОТОВ: ПРИЗНАКИ
- С ЧЕГО НАЧАТЬ?
- МЫ-ЛО: ОТ БУКВ К СЛОГАМ
- СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ: НА ЧЕМ ПОСТРОЕНЫ
- ТАБЛИЦА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ, КОМУ ПОДХОДИТ
- ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
- ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ЛАЙФХАКИ
- ПРИМЕРЫ ИГР С ЧТЕНИЕМ
- ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- ВЫВОДЫ
ВОЗРАСТ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ?
Часть родителей готовы знакомить ребенка с буквами уже с 2–3 лет. На этом построена работа центров раннего развития. И все же педиатры советуют немного повременить: оптимально учить ребенка читать не раньше 4 лет.
Идеальный возраст, когда пора обучать чтению — 5–6 лет. Все необходимые нейронные связи сформированы, большинство детей хорошо проговаривают слова и составляют из них предложения.
ПОМНИТЕ: ребенок развивается в индивидуальном темпе. Если он обгоняет или отстает от общепринятых стандартов, это нормально: значит, корректируйте план обучения.
УЖЕ ГОТОВ: ПРИЗНАКИ
Ваш сын или дочка готовы учиться, если на эти вопросы вы ответите «да»:
- правильное построение фраз, ребенок не путает слоги (ма-на, па-да);
- понимание определений «право» – «лево», «верх» – «низ», «внутри» – «снаружи», «меньше» – «больше»;
- у ребенка правильный темп и ритм речи, он не переспрашивает больше 2 раз;
- обобщение понятий по группам и признакам, схожесть и несхожесть форм;
- держит в памяти от трех указаний родителя;
- пересказывает историю, которая с ним случилась, или которую услышал от другого;
- говорит о своих мыслях и чувствах;
- может участвовать в разговоре и не перебивать собеседника;
- подбирает рифмы и рассматривает книги.
Если ребенок подходит под большую часть этих пунктов, уже можно учиться читать в домашних условиях. Даже если ребенок не выговаривает какие-то слоги, но уже просит (даже требует) почитать ему или пытается сам — ловите момент, сейчас самое время.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Научить ребенка читать с нуля будет легче, если вы с раннего возраста будете ненароком обращать его внимание на книги и буквы. Да, в 2–3 года малыш уже будет интересоваться алфавитом и яркими вывесками на улице. Потому родителям важно дать ему пространство для развития.
Видеть
Яркая картинка с алфавитом — один из способов заинтересовать. Пусть она будет на виду, и в какой-то момент малыш задаст вопрос. Также в магазинах есть интерактивные панно. Они сами называют букву при нажатии. Можно написать буквы на разных предметах квартиры, чтобы ребенок их видел.
Отлично подойдут и буквы-магниты на холодильник!
Трогать
Лепите буквы из полимерной глины и пластилина, вырезайте из картона. Показывайте ребенку, на что похожа та или иная буква. Также познакомьте малыша с компьютерной печатью. Набранное письмо позже распечатайте и вручите ребенку, чтобы интерес разгорелся.
Чувствовать вкус
Съедобные буквы в любом виде помогут делу: макароны, мармелад, печенье и другие лакомства закрепят удовольствие. К изготовлению малыша также можно привлечь.
Объясните, что есть гласные и согласные звуки, также звонкие и глухие. Произносите их с ребенком на прогулке, дома или озвучивайте явления природы и объекты (самолет, шарик, пчела, корова).
МЫ-ЛО: ОТ БУКВ К СЛОГАМ
Постепенно от букв можно переходить на следующую ступень. Чтобы научить читать по слогам, нужно больше времени: это уже конструкция, каждый элемент которой ребенок подбирает в голове. Цель: преодолеть естественное затруднение и хвалить за любой успех, даже незначительный.
Начинайте с сочетаний гласных и подбирайте к ним картинки (АУ может быть девочкой в лесу, УОУ восхищенным подростком, а ИА – осликом). Помните об интонации, выделяйте голосом конец слога и буквы с самого начала знакомства с ними.
С согласными чуть сложнее: первыми в ход пойдут сонорные М, Н, Л – которые проще тянуть. Легче научить ребенка читать по слогам со слов с повторяющимися простыми частями (мама, няня, дядя) и пропевать их.
ВАЖНО! Торопить ребенка не надо. Как только он поймет механизм образования слога, дело пойдет быстрее. Не получилось прочитать все слово? Читайте сами, а потом повторите с малышом.
Чтобы составлять слова, можно нарезать слоги на карточках и даже собирать тексты из 2–3 слов, когда прогресс пойдет сильнее.
Чтобы научить читать в 5 лет и добиться успеха, нельзя перегружать детей: занятия могут идти через день, по 5–7 минут.
СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ: НА ЧЕМ ПОСТРОЕНЫ
В спорах, как правильно научить ребенка читать, родилось множество методик. Большая часть из них основаны на играх, в которых ребенок не заскучает. Вот некоторые из них:
Кубики Зайцева
С ними знакомы многие современные взрослые (методике больше 20 лет). Это разные по размеру кубики, на которых изображены склады.
ВНИМАНИЕ: Склад не равно слог. Это языковая конструкция, которая может включать и одну, и две буквы. Например, «ча-ш-ка» — это три склада, «ь» — тоже склад. Учтите, что в школе практикуют обучение по слогам, поэтому ребенку может быть труднее переучиваться.
На маленьких кубиках — мягкие склады (мя, ню, ди), на больших — твердые (ры, да, ну). В комплекте — таблички со складами (слогами), чтобы их пропевать. Также в наборе 52 кубика разного цвета и размера.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
Схожий кубикам Зайцева метод, но усовершенствованный: в наборе 21 карточка со складами, но уже с картинками. Можно обсудить с ребенком, что изображено на каждой из них (котенок, тыква, жук). Кстати, сам Воскобович не приверженец раннего развития. «Теремки» же — это 12 деревянных кубиков с согласными и 12 картонных сундучков с гласными. Сначала придумываем слова, начинающиеся с каждой из букв, следом складываем гласные-сундучки в согласные-теремки. Игру можно начинать с 2 лет, при этом в комплекте входит и описание, и разные игры-упражнения.
Кубики Чаплыгина
Это подвижная версия. 10 кубиков и 10 блоков из пары гласная-согласная. Ребенок должен покрутить кубики и найти пару. Моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, здесь лучше начать обучение с 3–4 лет.
Карточки Гленна Домана
Эта методика отличается от предыдущих: она предполагает запоминание слов целиком, начиная от простых и переходя к сложным. Ребенку называют и показывают 10–15 карточек со словами, каждую в течение 2 секунд. Малыш может их и не повторять. Затем вы составляете из карточек словосочетания. Количество слов постепенно будет расти, выученные можно убирать из набора.
Методика Марии Монтессори
Как минимум вы о ней слышали. В ней акцент с произношения смещается на написание буквы или слога. Ребенок должен обвести букву пальцем и в это время ее произносить. Для обучения используют таблички с выпуклыми или наклеенными буквами. Их нужно обводить пальцем, карандашом, заштриховывать, потом произносить и собирать в слова.
Методика Ольги Соболевой
Автор предлагает разбирать несложные тексты. Однако такая методика не подходит для раннего возраста. По ней можно научить ребенка в 6 лет либо чуть раньше. Главное, что требуется — уметь следить за строчкой. Кроме навыка чтения, по такой системе развиваются творческое начало, память, внимательность.
ТАБЛИЦА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ, КОМУ ПОДХОДИТ
Методика |
Плюсы |
Минусы |
Слоговое чтение, кубики Чаплыгина |
избавление от дефектов речи, не надо переучиваться в школе |
подходит для ребят от 5 лет и старше, занимает время, нужна подготовка |
Кубики Зайцева, складушки Воскобовича |
подходит для самых маленьких, развивает слух и моторику |
дети «проглатывают» окончания, в школе нужно будет переучиваться |
Карточки Домана |
обучение можно начать рано, развивается память |
возможны проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов, нет момента инициативы ребенка |
Методика Монтессори |
развитие мелкой моторики, игровой формат |
большой расход материала, лучше заниматься в группе |
Методика Соболевой |
развивает творческое мышление, связана с окружающим миром |
не подходит раннему возрасту |
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Родители, как и дети, могут ошибаться, когда обучают чтению. Обозначим моменты, которых лучше избегать.
- Делаете упор на буквы, а не звуки. Так ребенку тяжелее начать соотносить то, что вы произносите с тем, что говорите.
- Проводите занятия дольше 20 минут. 3–4-летки не способны быть внимательными и 10 минут. Для ребят 5–6 лет 15–18 минут будут оптимальной нагрузкой.
- Упрекаете и давите. В этом деле ругать чадо нельзя вообще. Запугивание только спугнет желание познавать буквы дальше. Малыша важно поощрять за каждое достижение. Даже если он просто взял в руки книгу или повторил букву, которую учил вчера.
- Не обращаете внимания, если ребенок не увеличивает скорость чтения в течение года. Медленное чтение тормозит восприятие информации мозгом и развитие мышления. Если чтение по слогам затягивается и не переходит в слова — нужно насторожиться.
- Считаете, что его научат читать в школе. Научат, но серьезно снизят самооценку ребенку, учителя либо говорят прямо, что первокласснику желательно читать от 30 слов в минуту, либо будут ругать за невыполненные в классе задания. Развитие вашего ребенка — в первую очередь ваша задача.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ЛАЙФХАКИ
- Сначала произносите согласные так, как они произносятся (М, Л, П, а не ЭМ, ЭЛ, ПЭ).
- Позвольте ребенку экспериментировать со слогами: переставлять их местами и создавать несуществующие слова.
- Распределяйте нагрузку: 5 минут каждый день лучше, чем 15 минут раз в 3 дня.
- Ищите буквы везде и обращайте на них внимание крохи. Скоро он сам будет с радостью показывать и читать вам вывески.
- Используйте песни и музыку. Слуховая память у детей развита сильнее и позволяет быстрее впитать информацию.
- Делайте все в игре, не превращайте обучение в урок. Этого ребенку хватит позже в школе.
- Не отказывайтесь от современных приложений для чтения, если ребенок уже с года сидит в телефоне. Например, «Читания». Это сможет разнообразить досуг и сделать время в гаджете полезнее.
ПРИМЕРЫ ИГР С ЧТЕНИЕМ
Когда слоги освоены (а это половина пути), научить ребенка хорошо читать целые слова и предложения помогут увлекательные и интересные игры и упражнения.
В каждой методике, о которой мы рассказали выше, есть свои упражнения, которые описаны в приложениях к ним. Однако есть множество других игр с чтением, которые вы сможете провернуть для ребят от 3 до 6–7 лет.
Учим буквы |
Складываем слоги |
Развиваем навык чтения |
Рисуйте картинки с образами к каждой букве сами. |
Возьмите картинки и вырежьте из бумаги слоги, пускай ребенок подберет правильные слоги для каждой. |
Выложите перед ребенком разные слова в строчку. Задача — составить из них смешное предложение. |
Придумывайте короткие стишки с несколькими словами, начинающимися на одну букву. |
Составьте список продуктов, которые пойдете покупать на карточках. Их перемешает «ветер». Ребенку нужно вновь восстановить список, чтобы купить все необходимое. |
Ребенок должен быстро прочитать похоже звучащие слова: мама Милу мылом мыла краб крабу сделал грабли река рука рыком рака. |
Собирайте буквы из карандашей, спичек, палочек или из теста. |
Ищите маленькие слова в длинном: лаборатория = раб, болт, робот, рот, я, рай, яр. |
Напишите на листе разные слова (гора, дом, муравей, самолет, цыпленок). Ребенок стрелочками переместит их в 2 столбика: большие и маленькие. Так же можно делать слова по другим признакам (вкус, цвет, вес). |
Сделайте альбом с домиком для каждой буквы. Его можно будет украшать и разукрашивать. |
Покажите ребенку парные слоги (да-та, ба-па, гу-ку). Поищите слова на эти слоги. |
Ребенок может найти ошибку в написанном слове и заменить ее правильным вариантом. |
Используйте или сделайте самостоятельно домино, кубики или лото с алфавитом. |
Игры-ходилки, где в пустые клетки надо вписать слоги, кидать кубик и передвигать фишку. Малыш должен читать слоги, на которые заходит его фишка. |
Пусть ребенок составит меню на обед из слов на одну букву или две. Либо пускай назовет все предметы на своем рабочем столе и подпишет их. |
Пускай слоги станут аналогом денег, а предметы, с которых они начинаются – ассортимент магазина. Вы продавец, а ребенок должен купить у вас предмет с той буквы, с которой он начинается. Карточки со сторонними буквами сделают задачу сложней. |
Выложите произвольно карточки со слогами и объясните, как их прочитать. Каждый из слогов станет гаражом, куда нужно «припарковать» игрушки. А в конце построить из гаражей целое слово (ка-та-ма-ран, например). |
Напишите малышу письмо от его любимого зайчика, чтобы его захотелось прочесть (и ответить!) В книжных магазинах есть и готовые материалы, но будет лучше, если вы составите их сами. |
Пусть ребенок назовет все, что видит вокруг себя на определенную букву. Или угадает загаданное вами слово на эту букву. |
Сделайте слоги с геометрической подсказкой – чтобы они подходили друг к другу как пазл. В этом случае ребенку будет проще догадаться, какой слог к какому подходит. |
Заведите для ребенка дневник нужных дел. Пускай он читает то, какие напоминания вы ему оставляете, также сам записывает нужные дела. Это поможет и в планировании собственного времени. |
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- Развесьте по комнате таблички с названиями предметов (или наклейте стикеры), чтобы ребенок научился узнавать их в тексте.
- На ваших полках должно появиться больше детской литературы: альбомы с картинками, сказки, художественная литература. Читайте ее вместе по вечерам или днем, хотя бы несколько строк или страничку.
- Для начала чтения в книжках важны картинки. Благодаря им сюжет тоже станет интереснее.
- Позвольте ребенку выбирать. Уже к 4–5 годам маленький читатель может определить, о чем он хочет слушать или читать. Можете сходить в библиотеку и выбрать книгу по его желанию и запросу.
- Читайте сами! Если ребенок будет видеть вас с книгой регулярно, это станет для него отличным примером.
В помощь родителям — видео от педагога о том, как изучить с детьми буквы, складывать из них слоги и слова.
ВЫВОДЫ
Сейчас раннее развитие стало настолько популярно, что это становится самоцелью, и ребенок, который не умеет читать в 6 лет, уже кажется опаздывающим, а родители такого – невнимательными. Это не так. В первые годы жизни эмоциональное общение куда важнее знаний и навыков. При этом их можно развивать параллельно и ненавязчиво. Поэтому ответ на вопрос: как быстро научить ребенка чему-либо, кроется в одном. Уделяйте внимание, показывайте личный пример и показывайте это ненавязчиво, в форме игры. В этом случае успех обеспечен!
Комментарии (4)
У нас читающая семья. Я рано начала читать. Мой сын видел меня часто с книгой и ещё в дошкольном возрасте стал читателем в детской библиотеке. А всё началось с деревянных кубиков с буквами и картинками. Играя, стали с ним складывать слоги, первые слова.
Думаю, нужно прививать любовь к чтению в игровой форме, ребенка надо заинтересовать. Я стараюсь читать вместе с дочкой, личный пример также очень важен, дети копируют родителей.
Родители должны приложить усилия, чтобы ребёнок захотел научиться читать. Для этого нужно покупать книги с красивыми картинками и читать их вслух, рассказывать, показывать - тогда появится интерес к книгам. Тогда нужно понемногу учить буквам, ненавязчиво, в игре. По книгам, кубикам, карточкам - кому как удобно. Но совершенно точно, если родители не любят читать и ребёнок не видит их с книгами, читать-то он научится, но чтение, скорее всего, не полюбит. Так что личный пример прежде всего.
Да, сначала кубики с буквами, потом стихи Маршака, Барто, Чуковского - всё это в игре, без принуждения. И обязательно - личный пример в семье. Итог - сын пошёл в первый класс бегло читающим, записанным в детскую городскую библиотеку
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий