Вопросы: когда, а главное, как научить ребенка читать, встают перед молодыми родителями задолго до школы. Задачка непростая: нужны терпение, последовательность, также знание проверенных и работающих методов, по которым обучают детей в домашних условиях. В этой статье вы найдете ответы на распространенные вопросы о детском чтении, методиках, также большое количество игровых задач и упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВОЗРАСТ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ?
  2. УЖЕ ГОТОВ: ПРИЗНАКИ
  3. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  4. МЫ-ЛО: ОТ БУКВ К СЛОГАМ
  5. СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ: НА ЧЕМ ПОСТРОЕНЫ
  6. ТАБЛИЦА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ, КОМУ ПОДХОДИТ
  7. ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
  8. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ЛАЙФХАКИ
  9. ПРИМЕРЫ ИГР С ЧТЕНИЕМ
  10. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
  11. ВЫВОДЫ

ВОЗРАСТ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ?

Часть родителей готовы знакомить ребенка с буквами уже с 2–3 лет. На этом построена работа центров раннего развития. И все же педиатры советуют немного повременить: оптимально учить ребенка читать не раньше 4 лет.


Идеальный возраст, когда пора обучать чтению — 5–6 лет. Все необходимые нейронные связи сформированы, большинство детей хорошо проговаривают слова и составляют из них предложения.

ПОМНИТЕ: ребенок развивается в индивидуальном темпе. Если он обгоняет или отстает от общепринятых стандартов, это нормально: значит, корректируйте план обучения.


УЖЕ ГОТОВ: ПРИЗНАКИ

Ваш сын или дочка готовы учиться, если на эти вопросы вы ответите «да»:

  • правильное построение фраз, ребенок не путает слоги (ма-на, па-да);
  • понимание определений «право» – «лево», «верх» – «низ», «внутри» – «снаружи», «меньше» – «больше»;
  • у ребенка правильный темп и ритм речи, он не переспрашивает больше 2 раз;
  • обобщение понятий по группам и признакам, схожесть и несхожесть форм;
  • держит в памяти от трех указаний родителя;
  • пересказывает историю, которая с ним случилась, или которую услышал от другого;
  • говорит о своих мыслях и чувствах;
  • может участвовать в разговоре и не перебивать собеседника;
  • подбирает рифмы и рассматривает книги.


Если ребенок подходит под большую часть этих пунктов, уже можно учиться читать в домашних условиях. Даже если ребенок не выговаривает какие-то слоги, но уже просит (даже требует) почитать ему или пытается сам — ловите момент, сейчас самое время.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Научить ребенка читать с нуля будет легче, если вы с раннего возраста будете ненароком обращать его внимание на книги и буквы. Да, в 2–3 года малыш уже будет интересоваться алфавитом и яркими вывесками на улице. Потому родителям важно дать ему пространство для развития.


Видеть

Яркая картинка с алфавитом — один из способов заинтересовать. Пусть она будет на виду, и в какой-то момент малыш задаст вопрос. Также в магазинах есть интерактивные панно. Они сами называют букву при нажатии. Можно написать буквы на разных предметах квартиры, чтобы ребенок их видел.


Отлично подойдут и буквы-магниты на холодильник!


Трогать

Лепите буквы из полимерной глины и пластилина, вырезайте из картона. Показывайте ребенку, на что похожа та или иная буква. Также познакомьте малыша с компьютерной печатью. Набранное письмо позже распечатайте и вручите ребенку, чтобы интерес разгорелся.


Чувствовать вкус

Съедобные буквы в любом виде помогут делу: макароны, мармелад, печенье и другие лакомства закрепят удовольствие. К изготовлению малыша также можно привлечь.


Объясните, что есть гласные и согласные звуки, также звонкие и глухие. Произносите их с ребенком на прогулке, дома или озвучивайте явления природы и объекты (самолет, шарик, пчела, корова).

МЫ-ЛО: ОТ БУКВ К СЛОГАМ

Постепенно от букв можно переходить на следующую ступень. Чтобы научить читать по слогам, нужно больше времени: это уже конструкция, каждый элемент которой ребенок подбирает в голове. Цель: преодолеть естественное затруднение и хвалить за любой успех, даже незначительный.


Начинайте с сочетаний гласных и подбирайте к ним картинки (АУ может быть девочкой в лесу, УОУ восхищенным подростком, а ИА – осликом). Помните об интонации, выделяйте голосом конец слога и буквы с самого начала знакомства с ними.


С согласными чуть сложнее: первыми в ход пойдут сонорные М, Н, Л – которые проще тянуть. Легче научить ребенка читать по слогам со слов с повторяющимися простыми частями (мама, няня, дядя) и пропевать их.


ВАЖНО! Торопить ребенка не надо. Как только он поймет механизм образования слога, дело пойдет быстрее. Не получилось прочитать все слово? Читайте сами, а потом повторите с малышом.

Чтобы составлять слова, можно нарезать слоги на карточках и даже собирать тексты из 2–3 слов, когда прогресс пойдет сильнее.


Чтобы научить читать в 5 лет и добиться успеха, нельзя перегружать детей: занятия могут идти через день, по 5–7 минут.

СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ: НА ЧЕМ ПОСТРОЕНЫ

В спорах, как правильно научить ребенка читать, родилось множество методик. Большая часть из них основаны на играх, в которых ребенок не заскучает. Вот некоторые из них:

Кубики Зайцева


С ними знакомы многие современные взрослые (методике больше 20 лет). Это разные по размеру кубики, на которых изображены склады.

ВНИМАНИЕ: Склад не равно слог. Это языковая конструкция, которая может включать и одну, и две буквы. Например, «ча-ш-ка» — это три склада, «ь» — тоже склад. Учтите, что в школе практикуют обучение по слогам, поэтому ребенку может быть труднее переучиваться.

На маленьких кубиках — мягкие склады (мя, ню, ди), на больших — твердые (ры, да, ну). В комплекте — таблички со складами (слогами), чтобы их пропевать. Также в наборе 52 кубика разного цвета и размера.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича


Схожий кубикам Зайцева метод, но усовершенствованный: в наборе 21 карточка со складами, но уже с картинками. Можно обсудить с ребенком, что изображено на каждой из них (котенок, тыква, жук). Кстати, сам Воскобович не приверженец раннего развития. «Теремки» же — это 12 деревянных кубиков с согласными и 12 картонных сундучков с гласными. Сначала придумываем слова, начинающиеся с каждой из букв, следом складываем гласные-сундучки в согласные-теремки. Игру можно начинать с 2 лет, при этом в комплекте входит и описание, и разные игры-упражнения.

Кубики Чаплыгина


Это подвижная версия. 10 кубиков и 10 блоков из пары гласная-согласная. Ребенок должен покрутить кубики и найти пару. Моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, здесь лучше начать обучение с 3–4 лет.

Карточки Гленна Домана


Эта методика отличается от предыдущих: она предполагает запоминание слов целиком, начиная от простых и переходя к сложным. Ребенку называют и показывают 10–15 карточек со словами, каждую в течение 2 секунд. Малыш может их и не повторять. Затем вы составляете из карточек словосочетания. Количество слов постепенно будет расти, выученные можно убирать из набора.

Методика Марии Монтессори


Как минимум вы о ней слышали. В ней акцент с произношения смещается на написание буквы или слога. Ребенок должен обвести букву пальцем и в это время ее произносить. Для обучения используют таблички с выпуклыми или наклеенными буквами. Их нужно обводить пальцем, карандашом, заштриховывать, потом произносить и собирать в слова.

Методика Ольги Соболевой


Автор предлагает разбирать несложные тексты. Однако такая методика не подходит для раннего возраста. По ней можно научить ребенка в 6 лет либо чуть раньше. Главное, что требуется — уметь следить за строчкой. Кроме навыка чтения, по такой системе развиваются творческое начало, память, внимательность.

ТАБЛИЦА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ, КОМУ ПОДХОДИТ

Методика

Плюсы

Минусы

Слоговое чтение, кубики Чаплыгина

избавление от дефектов речи, не надо переучиваться в школе

подходит для ребят от 5 лет и старше, занимает время, нужна подготовка

Кубики Зайцева, складушки Воскобовича

подходит для самых маленьких, развивает слух и моторику

дети «проглатывают» окончания, в школе нужно будет переучиваться

Карточки Домана

обучение можно начать рано, развивается память

возможны проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов, нет момента инициативы ребенка

Методика Монтессори

развитие мелкой моторики, игровой формат

большой расход материала, лучше заниматься в группе

Методика Соболевой

развивает творческое мышление, связана с окружающим миром

не подходит раннему возрасту

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители, как и дети, могут ошибаться, когда обучают чтению. Обозначим моменты, которых лучше избегать.


  1. Делаете упор на буквы, а не звуки. Так ребенку тяжелее начать соотносить то, что вы произносите с тем, что говорите.
  2. Проводите занятия дольше 20 минут. 3–4-летки не способны быть внимательными и 10 минут. Для ребят 5–6 лет 15–18 минут будут оптимальной нагрузкой.
  3. Упрекаете и давите. В этом деле ругать чадо нельзя вообще. Запугивание только спугнет желание познавать буквы дальше. Малыша важно поощрять за каждое достижение. Даже если он просто взял в руки книгу или повторил букву, которую учил вчера.
  4. Не обращаете внимания, если ребенок не увеличивает скорость чтения в течение года. Медленное чтение тормозит восприятие информации мозгом и развитие мышления. Если чтение по слогам затягивается и не переходит в слова — нужно насторожиться.
  5. Считаете, что его научат читать в школе. Научат, но серьезно снизят самооценку ребенку, учителя либо говорят прямо, что первокласснику желательно читать от 30 слов в минуту, либо будут ругать за невыполненные в классе задания. Развитие вашего ребенка — в первую очередь ваша задача.


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ЛАЙФХАКИ



  1. Сначала произносите согласные так, как они произносятся (М, Л, П, а не ЭМ, ЭЛ, ПЭ).
  2. Позвольте ребенку экспериментировать со слогами: переставлять их местами и создавать несуществующие слова.
  3. Распределяйте нагрузку: 5 минут каждый день лучше, чем 15 минут раз в 3 дня.
  4. Ищите буквы везде и обращайте на них внимание крохи. Скоро он сам будет с радостью показывать и читать вам вывески.
  5. Используйте песни и музыку. Слуховая память у детей развита сильнее и позволяет быстрее впитать информацию.
  6. Делайте все в игре, не превращайте обучение в урок. Этого ребенку хватит позже в школе.
  7. Не отказывайтесь от современных приложений для чтения, если ребенок уже с года сидит в телефоне. Например, «Читания». Это сможет разнообразить досуг и сделать время в гаджете полезнее.


ПРИМЕРЫ ИГР С ЧТЕНИЕМ

Когда слоги освоены (а это половина пути), научить ребенка хорошо читать целые слова и предложения помогут увлекательные и интересные игры и упражнения.


В каждой методике, о которой мы рассказали выше, есть свои упражнения, которые описаны в приложениях к ним. Однако есть множество других игр с чтением, которые вы сможете провернуть для ребят от 3 до 6–7 лет.




 

Учим буквы

Складываем слоги

Развиваем навык чтения

Рисуйте картинки с образами к каждой букве сами.

Возьмите картинки и вырежьте из бумаги слоги, пускай ребенок подберет правильные слоги для каждой.

Выложите перед ребенком разные слова в строчку. Задача — составить из них смешное предложение.

Придумывайте короткие стишки с несколькими словами, начинающимися на одну букву.

Например: кот крадется, хитрый кот!
Караулит антрекот.

Составьте список продуктов, которые пойдете покупать на карточках. Их перемешает «ветер». Ребенку нужно вновь восстановить список, чтобы купить все необходимое.

Ребенок должен быстро прочитать похоже звучащие слова:

мама Милу мылом мыла

краб крабу сделал грабли

река рука рыком рака.

Собирайте буквы из карандашей, спичек, палочек или из теста.

Ищите маленькие слова в длинном: лаборатория = раб, болт, робот, рот, я, рай, яр.

Напишите на листе разные слова (гора, дом, муравей, самолет, цыпленок). Ребенок стрелочками переместит их в 2 столбика: большие и маленькие. Так же можно делать слова по другим признакам (вкус, цвет, вес).

Сделайте альбом с домиком для каждой буквы. Его можно будет украшать и разукрашивать.

Покажите ребенку парные слоги (да-та, ба-па, гу-ку). Поищите слова на эти слоги.

Ребенок может найти ошибку в написанном слове и заменить ее правильным вариантом.

Используйте или сделайте самостоятельно домино, кубики или лото с алфавитом.

Игры-ходилки, где в пустые клетки надо вписать слоги, кидать кубик и передвигать фишку. Малыш должен читать слоги, на которые заходит его фишка.

Пусть ребенок составит меню на обед из слов на одну букву или две. Либо пускай назовет все предметы на своем рабочем столе и подпишет их.

Пускай слоги станут аналогом денег, а предметы, с которых они начинаются – ассортимент магазина. Вы продавец, а ребенок должен купить у вас предмет с той буквы, с которой он начинается. Карточки со сторонними буквами сделают задачу сложней.

Выложите произвольно карточки со слогами и объясните, как их прочитать. Каждый из слогов станет гаражом, куда нужно «припарковать» игрушки. А в конце построить из гаражей целое слово (ка-та-ма-ран, например).

Напишите малышу письмо от его любимого зайчика, чтобы его захотелось прочесть (и ответить!) В книжных магазинах есть и готовые материалы, но будет лучше, если вы составите их сами.

Пусть ребенок назовет все, что видит вокруг себя на определенную букву. Или угадает загаданное вами слово на эту букву.

Сделайте слоги с геометрической подсказкой – чтобы они подходили друг к другу как пазл. В этом случае ребенку будет проще догадаться, какой слог к какому подходит.

Заведите для ребенка дневник нужных дел. Пускай он читает то, какие напоминания вы ему оставляете, также сам записывает нужные дела. Это поможет и в планировании собственного времени.

 



ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ


  • Развесьте по комнате таблички с названиями предметов (или наклейте стикеры), чтобы ребенок научился узнавать их в тексте.


  • На ваших полках должно появиться больше детской литературы: альбомы с картинками, сказки, художественная литература. Читайте ее вместе по вечерам или днем, хотя бы несколько строк или страничку.
  • Для начала чтения в книжках важны картинки. Благодаря им сюжет тоже станет интереснее.
  • Позвольте ребенку выбирать. Уже к 4–5 годам маленький читатель может определить, о чем он хочет слушать или читать. Можете сходить в библиотеку и выбрать книгу по его желанию и запросу.


  • Читайте сами! Если ребенок будет видеть вас с книгой регулярно, это станет для него отличным примером.

 

В помощь родителям — видео от педагога о том, как изучить с детьми буквы, складывать из них слоги и слова.


ВЫВОДЫ


Сейчас раннее развитие стало настолько популярно, что это становится самоцелью, и ребенок, который не умеет читать в 6 лет, уже кажется опаздывающим, а родители такого – невнимательными. Это не так. В первые годы жизни эмоциональное общение куда важнее знаний и навыков. При этом их можно развивать параллельно и ненавязчиво. Поэтому ответ на вопрос: как быстро научить ребенка чему-либо, кроется в одном. Уделяйте внимание, показывайте личный пример и показывайте это ненавязчиво, в форме игры. В этом случае успех обеспечен!