Вопросы: когда, а главное, как научить ребенка читать, встают перед молодыми родителями задолго до школы. Задачка непростая: нужны терпение, последовательность, также знание проверенных и работающих методов, по которым обучают детей в домашних условиях. В этой статье вы найдете ответы на распространенные вопросы о детском чтении, методиках, также большое количество игровых задач и упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВОЗРАСТ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ?
  2. УЖЕ ГОТОВ: ПРИЗНАКИ
  3. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  4. МЫ-ЛО: ОТ БУКВ К СЛОГАМ
  5. СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ: НА ЧЕМ ПОСТРОЕНЫ
  6. ТАБЛИЦА ПЛЮСОВ И МИНУСОВ, КОМУ ПОДХОДИТ
  7. ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
  8. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ЛАЙФХАКИ
  9. ПРИМЕРЫ ИГР С ЧТЕНИЕМ
  10. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
  11. ВЫВОДЫ

ВОЗРАСТ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧАТЬ?

Часть родителей готовы знакомить ребенка с буквами уже с 2–3 лет. На этом построена работа центров раннего развития. И все же педиатры советуют немного повременить: оптимально учить ребенка читать не раньше 4 лет.


Идеальный возраст, когда пора обучать чтению — 5–6 лет. Все необходимые нейронные связи сформированы, большинство детей хорошо проговаривают слова и составляют из них предложения.

ПОМНИТЕ: ребенок развивается в индивидуальном темпе. Если он обгоняет или отстает от общепринятых стандартов, это нормально: значит, корректируйте план обучения.


УЖЕ ГОТОВ: ПРИЗНАКИ

Ваш сын или дочка готовы учиться, если на эти вопросы вы ответите «да»:

  • правильное построение фраз, ребенок не путает слоги (ма-на, па-да);
  • понимание определений «право» – «лево», «верх» – «низ», «внутри» – «снаружи», «меньше» – «больше»;
  • у ребенка правильный темп и ритм речи, он не переспрашивает больше 2 раз;
  • обобщение понятий по группам и признакам, схожесть и несхожесть форм;
  • держит в памяти от трех указаний родителя;
  • пересказывает историю, которая с ним случилась, или которую услышал от другого;
  • говорит о своих мыслях и чувствах;
  • может участвовать в разговоре и не перебивать собеседника;
  • подбирает рифмы и рассматривает книги.


Если ребенок подходит под большую часть этих пунктов, уже можно учиться читать в домашних условиях. Даже если ребенок не выговаривает какие-то слоги, но уже просит (даже требует) почитать ему или пытается сам — ловите момент, сейчас самое время.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Научить ребенка читать с нуля будет легче, если вы с раннего возраста будете ненароком обращать его внимание на книги и буквы. Да, в 2–3 года малыш уже будет интересоваться алфавитом и яркими вывесками на улице. Потому родителям важно дать ему пространство для развития.


Видеть

Яркая картинка с алфавитом — один из способов заинтересовать. Пусть она будет на виду, и в какой-то момент малыш задаст вопрос. Также в магазинах есть интерактивные панно. Они сами называют букву при нажатии. Можно написать буквы на разных предметах квартиры, чтобы ребенок их видел.


Отлично подойдут и буквы-магниты на холодильник!


Трогать

Лепите буквы из полимерной глины и пластилина, вырезайте из картона. Показывайте ребенку, на что похожа та или иная буква. Также познакомьте малыша с компьютерной печатью. Набранное письмо позже распечатайте и вручите ребенку, чтобы интерес разгорелся.


Чувствовать вкус

Съедобные буквы в любом виде помогут делу: макароны, мармелад, печенье и другие лакомства закрепят удовольствие. К изготовлению малыша также можно привлечь.


Объясните, что есть гласные и согласные звуки, также звонкие и глухие. Произносите их с ребенком на прогулке, дома или озвучивайте явления природы и объекты (самолет, шарик, пчела, корова).

МЫ-ЛО: ОТ БУКВ К СЛОГАМ

Постепенно от букв можно переходить на следующую ступень. Чтобы научить читать по слогам, нужно больше времени: это уже конструкция, каждый элемент которой ребенок подбирает в голове. Цель: преодолеть естественное затруднение и хвалить за любой успех, даже незначительный.


Начинайте с сочетаний гласных и подбирайте к ним картинки (АУ может быть девочкой в лесу, УОУ восхищенным подростком, а ИА – осликом). Помните об интонации, выделяйте голосом конец слога и буквы с самого начала знакомства с ними.


С согласными чуть сложнее: первыми в ход пойдут сонорные М, Н, Л – которые проще тянуть. Легче научить ребенка читать по слогам со слов с повторяющимися простыми частями (мама, няня, дядя) и пропевать их.


ВАЖНО! Торопить ребенка не надо. Как только он поймет механизм образования слога, дело пойдет быстрее. Не получилось прочитать все слово? Читайте сами, а потом повторите с малышом.

Чтобы составлять слова, можно нарезать слоги на карточках и даже собирать тексты из 2–3 слов, когда прогресс пойдет сильнее.


Чтобы научить читать в 5 лет и добиться успеха, нельзя перегружать детей: занятия могут идти через день, по 5–7 минут.

СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ: НА ЧЕМ ПОСТРОЕНЫ

В спорах, как правильно научить ребенка читать, родилось множество методик. Большая часть из них основаны на играх, в которых ребенок не заскучает. Вот некоторые из них:

Кубики Зайцева


С ними знакомы многие современные взрослые (методике больше 20 лет). Это разные по размеру кубики, на которых изображены склады.

ВНИМАНИЕ: Склад не равно слог. Это языковая конструкция, которая может включать и одну, и две буквы. Например, «ча-ш-ка» — это три склада, «ь» — тоже склад. Учтите, что в школе практикуют обучение по слогам, поэтому ребенку может быть труднее переучиваться.

На маленьких кубиках — мягкие склады (мя, ню, ди), на больших — твердые (ры, да, ну). В комплекте — таблички со складами (слогами), чтобы их пропевать. Также в наборе 52 кубика разного цвета и размера.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича


Схожий кубикам Зайцева метод, но усовершенствованный: в наборе 21 карточка со складами, но уже с картинками. Можно обсудить с ребенком, что изображено на каждой из них (котенок, тыква, жук). Кстати, сам Воскобович не приверженец раннего развития. «Теремки» же — это 12 деревянных кубиков с согласными и 12 картонных сундучков с гласными. Сначала придумываем слова, начинающиеся с каждой из букв, следом складываем гласные-сундучки в согласные-теремки. Игру можно начинать с 2 лет, при этом в комплекте входит и описание, и разные игры-упражнения.

Кубики Чаплыгина


Это подвижная версия. 10 кубиков и 10 блоков из пары гласная-согласная. Ребенок должен покрутить кубики и найти пару. Моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, здесь лучше начать обучение с 3–4 лет.

Карточки Гленна Домана


Эта методика отличается от предыдущих: она предполагает запоминание слов целиком, начиная от простых и переходя к сложным. Ребенку называют и показывают 10–15 карточек со словами, каждую в течение 2 секунд. Малыш может их и не повторять. Затем вы составляете из карточек словосочетания. Количество слов постепенно будет расти, выученные можно убирать из набора.

Методика Марии Монтессори