Рождение малыша — большая радость для каждой семьи. Первые месяцы после родов родители привыкают к новому для себя темпу жизни, свыкаются с ответственностью, приспосабливаются к режиму, учатся наблюдать, понимать и предвидеть многие моменты, связанные с развитием маленького человека. Общаясь с другими молодыми семьями новоиспеченные мама и папа невольно сравнивают своего малыша с другими детьми. Больше всего беспокойство вызывает нежелание ребенка говорить, особенно, если его ровесники уже вовсю пытаются осваивать речь. Можно ли в этом случае справиться без помощи специалистов?

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Этапы развития речи
  2. Способы как научить ребенка говорить в домашних условиях
  3. Упражнения и игры для развития речи
  4. Когда лучше обратиться к логопеду
  5. Общие советы и заключение

Этапы развития речи

Прежде чем ответить на вопрос, как научить ребенка говорить, следует определиться, а нужно ли это делать именно сейчас? Развитие речи — процесс поэтапный, связанный с целым комплексом изменений, происходящих в организме человека. Важно также полностью исключить возможные патологии развития слуха, артикуляционного аппарата, своевременно выявить возможную задержку речевого, а порой и психического развития.


Мы часто даже не задумываемся, насколько разным для взрослых, для которых речь — обыденность и привычка, может быть понятие «развитие речи». В зависимости от собственного представления о правильности речевого развития, родители могут требовать от ребенка чистоты произнесения определенных звуков, сложности составляемых предложений, определенного объема активного словаря. Но у развития речи, как комплексного и многоуровневого процесса, есть четкие критерии и этапы:

  • Доречевой этап (от 0 до года) — это период формирования навыков звукоизвлечения и соотнесения извлекаемых звуков с определенными действиями и ситуациями.
  • Этап накопления пассивного словаря длится от одного года до полутора лет. В это время малыши не столько говорят, сколько «копят», новые слова. Их активный лексический словарь составляет всего 10-13 слов.
  • «Лексический взрыв» и этап перехода к фразовой речи (1,5 — 2,5 года) — все, накопленное за предыдущий год, ребенок начинает активно использовать.
  • Этап освоения связной речи приходится на период от 2,5 до 4 лет. В это время дети уже вовсю пытаются выстраивать простые предложения и даже целые фразы.


Способы как научить ребенка говорить в домашних условиях

Освоение ребенком речи, как основного инструмента коммуникации — это не внезапное проявление способностей, а планомерная работа, результат которой целиком и полостью зависит от родителей. Особенно, когда малышу только исполнился год. Насколько планомерно и продуманно вы будете заниматься с маленьким членом семьи, настолько своевременной, чистой и максимально свободной будет его речь в дальнейшем. Самое благотворное и продуктивное время для полноценного речевого развития малышей — это период с рождения и до 4 лет. Естественно, что каждый год, развиваясь, малыш осваивает все более сложные речевые конструкции, расширяет свой лексический запас, тренирует артикуляционный аппарат. Однозначного ответа на вопрос «как быстро научить ребенка говорить» не существует. Это очень индивидуальный процесс. Хотя есть определенные рекомендации для родителей на каждый отдельный период. Вот о них мы с вами и поговорим подробнее…


Как развивается речь до года и как помочь

Доречевой этап длится примерно от рождения до одного года — это период «слушателя». Малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, пытается повторить отдельные звуки, разнообразить их:

  • Начинается все со стадии гуления, которая проходит довольно быстро, то есть к двум месяцам большинство детей уже перестает издавать отдельные звуки и пытается складывать их в звуковые цепочки и последовательности.
  • Затем наступает стадия лепета, которая может продлиться до восьмимесячного возраста. Речь ребенка становится более оформленной и мелодичной, в ней появляются согласные. В это же время ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, появляются первые попытки двухстороннего общения.
  • Стадия липидных слов длится примерно с восьми до десяти месяцев. Малыш уже произносит отдельные слова, не пытаясь, правда, складывать их в осознанные предложения. Знакомые слоги могут складываться в похожие на слова, но лишенные смысла сочетания.
  • Стадия первых слов у девочек наступает на пару месяцев раньше, чем у мальчиков и длится в среднем до года. В речи ребенок уже вовсю использует знакомые односложные конструкции и короткие слова из повторяющихся слогов, понимая, что именно они означают.


Если малыш «пропустил» стадию гуления или лепета, следует обратить внимание на его здоровье. Возможно, причина отставания кроется в нарушении работы слухового или речевого аппарата.

В целом же, как показывает практика, если вы озадачены вопросом, как учить говорить ребенка в 1 год, но у малыша нет никаких физических нарушений, то не стоит паниковать и требовать от крохи идеальных результатов. Нередко, дети оправдывают ожидания родителей и активно начинают говорить спустя пару месяцев после того, как условный период активной речи уже наступил.

Как научить говорить ребенка от 1 до 2 лет

Вашему малышу уже исполнился год, но до сих пор он не выдал ничего, похожего на узнаваемое слово? Он, конечно, не молчит, но звуки, которые произносятся, больше похожи на звукоподражание. Они не связаны с обстановкой, определенными предметами или людьми. Что делать?

  • Для начала обратите внимание на то, как вы сами общаетесь между собой и насколько часто обращаетесь к ребенку. Если мама с папой в присутствии малыша перебрасываются односложными фразами, лишенными эмоциональной окраски и смысловой составляющей, то откуда взяться образцу для подражания? Придется работать над собой.
  • Разговаривая с малышом, не стоит коверкать слова, сюсюкать. Вы ведь хотите, чтобы он разговаривал, а не кривлялся, правда? Говорите медленно четко и разборчиво.
  • Возьмите за правило, как можно больше читать сыну или дочке, подробно рассказывать обо всем, что привлекло его внимание на улице или дома. Понаблюдайте, как он общается со сверстниками на детской площадке, понимают ли его другие дети и взрослые?
  • Если ребенок что-то просит, показывая жестами, обязательно уточняйте: «Ты хочешь пить?» «Ты голодный?», «Тебе холодно?», «Хочешь поиграть в кубики?». Проговаривайте то, что он сам пока не в состоянии сказать. Со временем малыш научится формулировать свои просьбы, повторяя за вами.
  • Обращайтесь к ребенку с простыми просьбами — он должен научиться соотносить действие и его словесное описание.
  • Ограничьте общение ребенка с телевизором, компьютером, планшетом или телефоном — это односторонняя информация, не требующая от него участия.

Обратите внимание: если ребенок повторяет за вами фразу, не трансформируя ее относительно себя (Как тебя зовут? — Как тебя зовут?), это эхолалия. В возрасте от года до двух — явление это укладывается в понятие нормы. У детей старше расценивается как признак задержки речевого развития.


Развитие речи у ребенка от 2 до 3 лет

В этом возрасте дети уже вполне осознанно разговаривают. Более того, малыши с опережающим возраст развитием уже вовсю осваивают счет, чтение и даже письмо, выполняют несложные задания. Но не стоит расстраиваться, если ваш ребенок не демонстрирует таких достижений. В это время обычным является так называемый «лексический взрыв». Со стороны это выглядит совершенно внезапным, спонтанным речевым «прорывом». Вот только что молчал — слова не вытянешь, и, вдруг, заговорил без умолку обо всем и сразу. Происходит это как раз ближе к трем годам, продолжается сравнительно недолго и быстро сменяется переходом к фразовой речи. Ребенок обучается говорить полноценными предложениями, рассуждать, описывать, объяснять. Словарный запас увеличивается примерно до трехсот слов. Если малыш не знает слова или не может его произнести, он бойко находит ему иногда довольно забавную замену.

Что делать, если всего этого не происходит? Как ребенка в 2 года научить говорить? Придерживаемся все тех же правил:

  1. Стараемся разнообразить подачу информации: читаем, поем, рассказываем стишки и потешки.
  2. Следим за четкостью речи, произнося слова в своем обычном темпе.
  3. Разнообразим свою речь названиями, описаниями предметов, включая в нее абстрактные понятия.
  4. Даем ребенку высказаться, если он захотел диалога, не перебиваем, слушаем внимательно, даем понять, что понимаем его.
  5. Мягко поправляем речевые ошибки, подсказывая правильное произношение.
  6. Усложняем задания, направленные на понимание обращенной речи.


Как разговорить ребенка от 4 лет

Итак, основной этап пройден, начинается самое интересное — освоение связной речи. Конечно, пока еще может наблюдаться неправильное произношение сложных звуков — сонорных, шипящих. Однако если речь вашего малыша не менее чем на 70% понятна не только вам, но и другим взрослым — беспокоиться не о чем. Речевое развитие идет по нормальному сценарию. Лексический словарь маленького человека в этом возрасте уже должен составлять не менее тысячи слов. Все их он может складывать в предложения и даже связные фразы. Появляется дифференциация частей речи, а также правильное употребление слов в нужном виде: роде, падеже и числе.



Ваш малыш еще не умеет и половины из перечисленного? Тогда стоит задуматься о том, как научить ребенка говорить в 3 года.

  • Расширяйте его кругозор, увеличивая географию прогулок и круг общения.
  • Задавайте больше вопросов, не перебивайте детей, если они хотят высказаться.
  • Мягко подсказывайте нужные слова при построении предложений и фраз, если ребенок не может сделать это самостоятельно.
  • Исправляйте ошибки, но не раньше, чем малыш закончит говорить.


Упражнения и игры для развития речи

Упражнений, направленных на развитие речи ребенка в разные периоды его жизни, довольно много. Некоторые из них используются дефектологами и логопедами, требуют специальной подготовки и методических пособий. Но есть и такие, которые вполне можно делать дома самостоятельно. Самое простое, что можно предложить родителям малышей с проблемами речевого развития — это использование широкого диапазона игровых форматов. Эффективными является ролевое исполнение небольших сказок или стихов со знакомым сюжетом. В определенный момент повествования взрослый отдает инициативу ребенку, предлагая вместо него продолжить рассказ.


Очень полезными могут оказаться детские песенки с разнообразным звукорядом. Это могут быть подражание животным и птицам, бытовые звуки, распевные слоги и так далее. Не менее важным в этот период является развитие мелкой моторики. Связь речевых центров с нервными окончаниями на руках позволяет стимулировать развитие одного за счет развития другого. Для этой цели отлично подходит мозаика, нанизывание бусин на шнурок, перебирание мелких деталей конструктора, игрушки, требующие определенной ловкости рук и смекалки, например, различные головоломки.


Не забывайте о пользе скороговорок и артикуляционной гимнастики! Вместе с ребенком выполняйте упражнения, направленные на улучшение работы речевого аппарата. Поиграйте с ним в популярную игру «Обезьянки». Цель игры — точно повторить действия взрослого, который будет «гримасничать, строить рожицы и кривляться, как настоящая обезьянка».


Когда лучше обратиться к логопеду

Несмотря на большой выбор продуктивных упражнений для развития речи в привычной домашней обстановке, далеко не всегда удается полностью компенсировать отставание без помощи специалиста. И если молодые родители вполне могут понять, как учить ребенка говорить в 1 год, то проблемы с речью в трех-четырехлетнем возрасте необходимо устранять под руководством логопеда.

К специалисту следует обратиться если:

  • Развитие малыша отстает более чем на два этапа от нормы.
  • Ребенок «попускает» определенные важные периоды формирования речи.
  • Словарный запас детей не соответствует возрастной норме, новые слова не присутствуют в речи.
  • Малыш с трудом осваивает связную речь, не понимает ваших вопросов, говорит односложными предложениями тогда, когда сверстники уже свободно строят целые фразы.
  • У ребенка нет динамики на протяжении нескольких месяцев.
  • Наблюдается возврат к предыдущему этапу развития речи с полной потерей новоприобретенных навыков.
  • Родители не имеют достаточно знаний и навыков, они просто не знают, как помочь ребенку заговорить.


Общие советы и заключение

В общих чертах мы с вами разобрались, как научить ребенка разговаривать на каждом из основных этапов развития речи. Однако существует целый список советов, которые опосредованно помогают добиться результата и подготовить ребенка к детскому саду и обучению в школе:

  • Старайтесь тщательно следить за собственной речью в присутствии малыша. Выбирайте комфортный для восприятия темп разговора, даже если общаетесь с другими членами семьи.
  • Не повышайте голос в разговоре с ребенком, не позволяйте себе истеричных интонаций.
  • Возьмите за правило комментировать свои действия, проговаривая их последовательность.
  • Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, выбирайте игрушки, позволяющие развить мелкую моторику (бизиборды, мозаику, конструкторы, наборы для рукоделия), но не оставляйте малыша без присмотра с мелкими деталями!
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще общался со сверстниками, проводил с ними больше времени, это поможет компенсировать небольшое отставание. Не ленитесь каждый день читать ему сказки и стихи. Ритмическая организация стихотворного текста позволяет быстрее запоминать большее количество слов и расширить лексический состав.
  • Занимайтесь с малышом гимнастикой, не отказывайтесь от курса массажа, если педиатр предлагает такую возможность.
  • Разнообразьте рацион ребенка продуктами с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. Питание напрямую влияет на эффективность работы мозга.

И самое главное: не стесняйтесь обращаться к специалистам за помощью, акцентируйте внимание на своих догадках и опасениях при плановом визите к педиатру. Помните: вы знаете своего ребенка гораздо лучше любого постороннего человека, даже если тот опытный и квалифицированный врач.