Работа учителя предполагает не только проведение уроков и проверку тетрадей, как думают далекие от профессии люди, но и много чего еще: заполнение документации, различных отчетов, работу с родителями, дополнительную работу с неуспевающими детьми, создание различных материалов, участие в конкурсах, семинарах, самообразование и многое другое. Очень большая часть работы приходится на подготовку к урокам. Как подготовиться к уроку качественно, не потратив на это целый день, где найти интересные материалы, как дать открытый урок, как задействовать всех детей на уроке и еще многое другое вы узнаете из этой статьи.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПОДГОТОВКА К УРОКАМ
  2. КОНСТРУКТОР УРОКА
  3. ГДЕ НАЙТИ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ
  4. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ
  5. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПОДГОТОВКА К УРОКАМ?

Очень частая ошибка среди молодых учителей — отсутствие подготовки к урокам или недостаточная подготовка к ним. Некоторые считают это пустой тратой времени. Однако на самом деле отсутствие подготовки влечет за собой отсутствие организованности на уроке, ухудшение дисциплины, а следом и ухудшение качества образования. Недаром даже опытные учителя ежедневно уделяют время подготовке к урокам.

Ежедневная подготовка поможет вам:

  • быть более уверенным в себе;
  • не тратить времени даром и больше успевать на уроке;
  • успевать все запланированное или даже больше;
  • улучшить дисциплину на уроке;
  • улучшить качество образования в классе;
  • быть готовым к внезапной проверке от начальства.

Подготовка к уроку — залог успеха начинающего учителя.

Поначалу подготовка одного урока может занимать времени больше, чем идет сам урок. Но со временем вы сможете снизить время своей подготовки. Хорошая новость в том, что на следующий год работы у вас уже будут наработки, которые можно будет сразу же использовать. Поэтому не ленитесь и готовьтесь к урокам качественно. Как подготовиться к уроку учителю, вы узнаете далее.

430D7553-732A-44FA-9A91-809548E5021E.jpeg

КОНСТРУКТОР УРОКА

Как же грамотно составить урок и что необходимо учесть? В первую очередь вам нужно определить цель урока. Цель может звучать так: ознакомление с ........, повторение ........., закрепление ......... Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Виды углов» цель урока будет звучать так: ознакомление учащихся с видами углов.

После того как вы определили цель урока, выстраивайте его по этапам.

1 этап урока — организационный момент. На этом этапе учитель проверяет готовность учеников к уроку, все дети встают и приветствуют учителя, далее с разрешения учителя садятся за свои места.

2 этап — актуализация знаний. На уроке русского языка актуализация знаний начинается с минутки чистописания, на уроке математики — с устного счета. На этом этапе учителю нужно подвести учеников к выведению новой темы, а также показать, в чем эта тема может пригодиться в жизни. Самые быстрые способы для выведения новой темы — загадки, ребусы, анаграммы, задания по типу «распредели картинки на 2 группы». Далее важно, чтобы учащиеся сформулировали цель урока.

3 этап — изучение нового материала. На этом этапе учитель преподносит новую информацию, подробно объясняет новую тему. Важно на этом этапе использовать наглядный материал (например, презентацию, наглядные пособия), ведь у большинства учеников наглядный тип восприятия.

4 этап — закрепление изученного. С помощью различных заданий необходимо закрепить новые знания у детей. Например, на уроке литературного чтения это могут быть ответы на вопросы, кроссворд по произведению, рисование иллюстрации, просмотр мультфильма и многое другое.

Можно добавить такой этап, как «повторение пройденного». На этом этапе ученики выполняют задание по уже изученным темам.

В конце урока обязательно нужно подвести итоги. Какая была тема урока? Какая была цель урока? Достигли ли мы ее и почему? Чему мы учились? Что мы повторяли?

Важно провести рефлексию. Это самооценка, самоанализ деятельности учащегося. Самый простой и быстрый способ провести рефлексию такой: нужно поднять правую руку тем, кто считает, что хорошо поработал на уроке; поднять левую руку тем, кто считает, что ему еще есть над чем поработать.

«Соберите» урок из этапов, как дом из кирпичиков. И дальше к каждому этапу подбирайте материал.

На каждый урок нужно составлять конспект, в котором будет прописаны все этапы, все, что вы будете говорить, что будут отвечать дети, кого вы будете вызывать к доске, сколько по времени займет тот или иной этап урока. Подробно о том, как составить технологическую карту, можно посмотреть в видеоуроке:


ГДЕ НАЙТИ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ?

После того как вы уже «построили» урок, можно задуматься над поиском дополнительных, интересных материалов. Как уже было сказано ранее, важно подготовить наглядную опору для урока, чтобы дети могли воспринимать информацию в том числе и визуально. Чтобы значительно сэкономить себе время, можно скачать архивы уже готовых презентаций к урокам на целый год вперед.

Дополнительные задания можно взять из учебников других авторов или из различных пособий. Если у вас сильный по уровню знаний класс, можно порешать с ними задания повышенной сложности, олимпиадные задания.

Важно понять, насколько хорошо дети усвоили материал урока. Для этого подготовьте небольшие карточки с заданиями, буквально на 5 минут. В конце урока проведите небольшую проверочную работу. Так вы будете сразу знать, кто из детей не понял материала, кому нужно объяснить дополнительно. Такие карточки легко ищутся в интернете по запросу (например) «карточки по теме «безударные гласные», 1 класс».

На таких уроках, как литературное чтение и окружающий мир, можно и нужно использовать дополнительные видеоматериалы. Они помогут детям лучше запомнить изученное. Хорошие видеоролики можно найти в свободном доступе на youtube.

Интересные материалы можно найти на сайте Pinterest. Там огромное количество разных интересных заданий. Также в последнее время популярны блоги учителей, в которых они делятся своими приемами и фишками, интересными разработками. Таких блогов много в «Инстаграме» и во «ВКонтакте».

Множество интересных материалов и разработок для уроков можно найти на нашем сайте https://interesarium.ru/ в разделе «Образование». Ознакомьтесь с каталогом материалов! С помощью этого сайта вопрос о том, как быстро готовиться к урокам учителю, у вас отпадет. Также на interesarium размещено множество методических материалов.

Для вдохновения можно почитать книгу американского учителя Дэйва Берджесса «Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными». В этой книге содержится кладезь различных приемов, которые легко применить на обычном уроке.

85F609B4-5118-4C67-B428-FB7B690F4A74.jpeg

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ?

Каждому учителю рано или поздно необходимо дать открытый урок. Это урок, на котором могут присутствовать коллеги и администрация. На таком уроке нужно показать все лучшее. Интересные методы работы, различные приемы, отработанные формы работы. Такой урок нужно продумать от и до.

Какие же требования к открытому уроку существуют? На что будут смотреть проверяющие?

Формулирование темы урока Тему урока формулируют сами ученики
Формулирование цели урока, задач Цель и задачи формулируют ученики
Формы работы Формы работы используются разные (групповая, индивидуальная, в парах)
Практическая работа Ученики выполняют практические задания по плану, который составили самостоятельно
Контроль работы Контроль проводят ученики самостоятельно (самопроверка, взаимопроверка)
Окончание урока Проводят рефлексию (самоанализ, самооценка деятельности на уроке)
Домашнее задание Ученики могут выбрать себе задание исходя из своих способностей

Заранее найдите метод, который вы будете показывать на открытом уроке. Напишите полный конспект урока, рассчитайте время на каждый этап и на каждое задание. Если у вас есть возможность, попросите более опытных учителей или методистов посмотреть ваш конспект. Прорепетируйте урок с классом на другой теме. Отработайте каждый этап. И главное — ничего не бойтесь!

013018D0-DCFE-4C25-B2EA-1EEA9D0C5DBE.jpeg

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Важно грамотно распределять внимание между учениками. Как должен учитель готовиться к урокам, чтобы учесть потребности каждого ученика? Для этого нужно использовать методику дифференцированного обучения. Суть этой методики в том, чтобы учитывать способности и возможности учащихся. Например, слабоуспевающим детям дайте карточку с заданиями попроще, посильными для них. Отличникам подойдут задания повышенной сложности, олимпиадного уровня. Есть очень хороший прием — дать детям самим выбрать задание из 3 уровней сложности: самые простые, средние и посложнее.

Распределите детей на группы и дайте каждой посильное задание.

Работа учителя сложная, но есть в ней и много плюсов: творческая составляющая, общение с детьми и отдача от них, короткий рабочий день, летний отпуск и многое другое! Главное, не останавливаться в своем развитии, но и не погружаться с головой в работу, а соблюдать жизненный баланс «работа – семья».